bagdat

Генеральный директор 31 канала Багдат Коджахметов дал интервью популярному международному журналу PRENSARIO INTERNATIONAL. Журнал широко известен среди телекомпаний, продюсерских центров и других профессионалов рынка. В интервью Багдат Болатжанович рассказал об основных тенденциях на рынке ТВ Казахстана, а также высказал свою позицию по проблемным вопросам развития телевидения.

— Багдат Болатжанович, какова позиция 31канала на местном телерынке?
— 31 канал однозначно является лидером национального вещания в Казахстане. Наш канал – ровесник независимости республики и ассоциируется с новыми веяниями, обновлением общества. А последние три года мы начали позиционироваться как канал для просмотра всей семьи. Поэтому и наш слоган звучит так: «Смотрим всей семьей!». Дело в том, что наши исследования показали, что казахстанцы имеют одну особенность, которая заключается в устойчивых, соблюдаемых традициях, когда семья – это номер один для каждого из нас. И в семье есть два ствола. Что касается соотношения семья и телевидение, то здесь нам удалось выяснить, что в Казахстане всего 1,25 телевизоров на одну семью. И сокращение идет не потому, что мы бедные, а потому что телевидение уходит с традиционных экранов в современные девайсы.

Мы также выяснили, что каждая семья, независимо от того, сколько у нее в доме телевизоров и уровня достатка, собирается как минимум один раз в день у телевизора. Члены семьи даже могут не смотреть его, а просто пить чай, беседовать. И такая традиция у большинства семей в Казахстане. В течение дня один из членов семьи в определенный период, в зависимости от режима его дня, имеет доступ к телевизору. И он определяет, что смотреть другим. К примеру, утром это мама, когда она готовит завтрак для всех, в течение дня это может быть один из детей, который не пошел в школу, и мама подчиняется его воле. Вечером, когда муж приходит с работы, никто ему не перечит, и все вместе с ним смотрят новости, а после, когда все поужинали, никто не перечит маме, которая хочет посмотреть сериалы (Улыбается). Это есть семейное телесмотрение по-казахстански. И мы считаем, что нашли нашу нишу и технологичный способ добраться до каждого казахстанского телезрителя, что и позволяет нам быть в топ-три, а по многим другим параметрам, к примеру, в самом большом городе страны – Алматы – в аудитории 6-54 лет, а также в аудитории 6-54 лет среди казахского населения — быть номером один.

— Какие ваши топ-продукты? И какое место в вашей сетке занимают продукты собственного производства, а что вы закупаете за рубежом?
— У нас лучшие новости, у нас много сериалов-ситкомов, мы лидеры по производству ситуационных комедий. Также мы смогли создать новые тренды в части производства программ, связанных с фильмами-концертами и юмористическими шоу, к примеру, в 2015 году 31канал стал идейным вдохновителем и организатором ежегодного национального фестиваля юмора «Бурабай Әзiл Фест».

Также мы — первый казахстанский канал, который не стал покупать готовые мировые форматы, а придумал свой формат «Дом-Весы», и этот проект в течение двух лет тоже был номер один, доказав, что казахстанское телевидение – это не просто ребята, которые сидят и копируют чужие проекты. В первую очередь, мы являемся творческими, креативными людьми.

Что касается закупного контента, то в целом по казахстанскому телевидению и на «31 канале», в частности, он занимает больше половины программных продуктов. Если говорить о сериалах, то, в зависимости от предпочтений зрителей, которые меняются с периодичностью раз в два-три года, та или иная страна-производитель сериалов становится лидером. К примеру, несколько лет назад долгое время номер один были турецкие сериалы, и никто не мог их победить. Позже зритель устал от них и захотел чего-то нового. Попробовали индийские сериалы, которые в течение последних двух лет обошли по популярности турецкие.

Интересно, что в 2016 году турецкие сериалы вновь вернулись. Причем, у зрителей вновь появился интерес не к новым продуктам, а именно к старым, как некое ностальжи. И сейчас идет явная тенденция переключения внимания многих телеканалов от индийских сериалов к турецким. Хотя в прошлом году нам удалось открыть новый тренд, и опыт оказался довольно успешным – это филиппинские сериалы. Они оказались востребованными в Казахстане, скорее всего, по следующим причинам. В них есть такая же доброта, правильная режиссерская работа, сценарий, а, самое главное, лица филиппинцев, очень похожи на казахов.

Что касается художественных фильмов, то здесь, конечно, есть определенные изменения. Если раньше это был сплошной Голливуд, такие мейджоры, как «Уорнер Бразерс», «Дисней», «Парамаунт», то сейчас мы видим некоторые изменения. Внимание казахстанских телезрителей стало привлекать азиатское кино. Этот интерес стал проявляться все сильнее в последнее время. К примеру, к художественным фильмам производства Узбекистана, Южной Кореи, Кыргызстана, стран Юго-Восточной Азии – Филиппин, Таиланда, Индонезии, а также Турции. Их не так много в библиотеке, они дорого стоят, но у них серьезные шансы в недалеком будущем обойти голливудское кино. Они ничем не хуже, а ментально по содержанию очень близки нам.

— Каковы программные тренды в Казахстане? Какая аудитория смотрит в стране телевидение и кто главные зрители FreeTV (кабельного, digital)?
— Мы пытаемся постоянно держать руку на пульсе, чтобы видеть, куда идти. У нас, конечно, есть стратегический план развития, как минимум, на 5 лет. Мы примерно предполагаем, что хочет зритель и куда его вести. Потому что нельзя плыть по течению, мы имеем возможность влиять на зрительские предпочтения. Это, конечно, дорого обходится, но, тем не менее, мы, телевидение, должны это делать.

Что касается ближайших перспектив, то, думаю, что сохранится традиционное смотрение мелодраматических сериалов производства Турции, России. Резких изменений в зрительских предпочтениях не произойдет. Основные зрители FreeTV – это женщины в возрасте 16+, с более высоким достатком, но в своих предпочтениях на ТВ они мало чем отличаются от остальных зрительниц.

Есть другой вопрос. Негативные экономические события последних двух лет в Казахстане привели к тому, что покупательская способность резко упала. Мы теперь не можем позволить себе как покупку, так и производство дорогих качественных продуктов.

Хотя, с другой стороны, у нас бывает противоречие мировым тенденциям. К примеру, сериал «Игра престолов», который побил все возможные мировые рекорды по просмотрам, как ни странно, в Казахстане на одном из каналов вообще не пользовался большим спросом, не собрав даже рейтинг 0,1. Почему? Мы тоже пытались найти ответ на этот вопрос и выяснили, что те казахстанцы, которым сериал нравится, уже посмотрели его по Интернету. А большая часть аудитории восприняла этот сериал как странную голливудскую сказку для детей. И они не смогли увидеть в нем что-то, что ассоциируется с их традиционным жизненным укладом. Поэтому он у нас и не пошел. В то же время турецкий «Великолепный век» показывал в Казахстане шедевральный рейтинг в течение двух с половиной лет. Таких рейтингов мало какие сериалы вообще могли набрать за весь период независимости страны. Еще один продукт-феномен, который почти 4 года идет на одном из государственных каналов, — это индийский сериал «Келiн» («Невестка»). Он повторяет историю «Санта-Барбары», «Рабыни Изауры» или «Просто Марии», которые были очень популярны у нашего населения в 90-е годы.

Какие могут быть тенденции в ближайшие 2-3 года, если зритель не поменялся даже за последние 20 лет?! Другое дело, что его становится меньше. Меньше становится и на FreeTV. И вообще традиционный зритель в Казахстане, как и во всем мире, стареет. Молодежь перестала смотреть телевизионные новости, то, что производят классические телеканалы, потому что у нее новый формат, клиповая система мышления. Она не может воспринимать информацию объемом более, чем пара абзацев, или продолжительностью более двух минут. В зависимости от предпочтений таких зрителей, которых станет большинство примерно через 5-7 лет, будет меняться и сама технология производства телепродуктов. К примеру, сейчас очень популярны вайнеры, которые производят легкое видео продолжительность не более 10-15 секунд. Я думаю, что мы тоже будем меняться. А кто не поменяется, станет динозавром и умрет, как это было в Ледниковом периоде.

— Ваши будущие планы по развитию канала?
— В первую очередь, мы делаем ставку на собственное производство. И очевидно, что в будущем выиграет тот, кто научится производить дешево и качественно. Потому что у казахстанского зрителя есть потребность смотреть наше, отечественное. И только сейчас, спустя 20 лет после появления в стране независимого телевидения, предпринимаются первые шаги, чтобы удовлетворить этот спрос.

Но здесь есть один минус. Это особенность казахстанского рынка, которая заключается в том, что у нас огромная страна и небольшое по численности население – всего 17 миллионов человек. Соответственно, и рекламный рынок узкий. К тому же, в валютном эквиваленте он потерял 100-120% за последний год. Поэтому производить большие шоу, которые пользовались бы большой популярностью среди казахстанцев, нам пока не по силам. Государство, к сожалению, пока не выработало четкую систему оказания помощи казахстанским телеканалам. Хотя в стране работает государственная программа импортозамещения. Я считаю, что в этой программе телевидение по приоритету должно стоять первым. Потому что, прежде всего, нужно почистить мозги и уже после этого делать все остальное. Мы надеемся, что с приходом нового министра информации ситуация поменяется.

Источник: 31 канал

Перевод
Facebook
Instagram