Комиссия экспертов Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации (ЦАРА) представила результаты оценки казахстанского рекламного рынка за 9 месяцев 2022 года.
Суммарный объем рекламы на ТВ составил порядка 23,0 млрд. тенге* с учетом НДС, что на 2% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сообщает Tribune.kz.
Напомним, в первом полугодии 2022 года по данным ЦАРА бюджет рекламы на ТВ сократился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Сокращение отрицательной динамики в ТВ-сегменте происходит, прежде всего, благодаря восстановлению активности телевизионных рекламодателей:
— восстанавливается логистика,
— наблюдается положительная динамика в экономике,
— констатируется стабильный потребительский спрос.
Оставшийся квартал 2022 года должен стать еще более продуктивным за счет следующих факторов: высокий спрос на открытый телеканалами инвентарь, высокая активность в электоральный период во время проведения Президентских выборов и Чемпионат Мира по футболу, который транслируется в «удобное» для казахстанских болельщиков время.
Последние два фактора влияют на сокращение коммерческого инвентаря и секвестирование размещения в сторону выбора фиксированного типа, который, безусловно, дороже, но и имеет ряд преимуществ для достижения запланированных медиапоказателей.
Исходя из предоставленных данных, прогноз на планы, связанные с бюджетами этого года, и у агентств, и у телеканалов становится все более вероятным.
Председатель комиссии экспертов ЦАРА, генеральный директор ТОО «Vi Казахстан», Ильмурад Джумаев, так прокомментировал Tribune.kz достаточно позднее подведение рекламных итогов девяти месяцев 2022 года: «Да, с отчетом мы немного затянули, по-хорошему, результаты нужно подводить в конце октября-начале ноября, но есть несколько объективных причин. Этот год стал первым, когда ЦАРА дает оценку рынка в квартальной дискреции, и поэтому у нас возникли сложности со сбором данных, а учитывая, что у медийщиков конец года — «горячий» сезон, то сбор данных несколько затянулся. Во-вторых, нам традиционно сложно сделать аналитику по такому сегменту, как интернет-реклама. Это и понятно – очень много игроков, много форматов, не все рекламные площадки являются казахстанскими субъектами. Однако, мы полагаем, что в последующем мы наладим более системную и оперативную работу.» С его полным интервью можно здесь.
Ранее, на RAF-2022, Ильмурад Джумаев прогнозировал рост ТВ рынка в 2023 году на 10 процентов.
*Примечания:
— оценка объемов включает суммы в тенге с НДС в размере 12%;
— оценка объемов включает прямую рекламу и спонсорское размещение (электронное спонсорство и продакт-плейсмент);
— оценка объемов рекламы не включает PR (сюжеты, статьи со значком и/или без значка PR), гос.информ.заказ и бартерные сделки на рекламу.