На прошедшей 23 июня 2022 года Конференции, организованной НМА при поддержке МИОР, модератором третьей сессии «Видение развития медиа-контента и конкуренции на телевидении. Влияние медиаизмерений и развития контента на рекламный рынок» выступил Дильмурад Рахимов, Генеральный директор ТОО «IM Service». Он отметил, что рекламный рынок Казахстана сегодня в долларах США упал вдвое и составляет 80 млн.USD. Это ресурс, который ТВ каналы как производители контента должны иметь ввиду при построении тех или иных планов.
Рекламный рынок сужается, закуп и производство контента дорожают, конкуренция растет не только между ТВ каналами, но и различными платформами, закупающими контент.
Таким образом, в этих непростых условиях проблема состоит из двух частей: деньги, которые есть на покупку и производство контента и как правильно их тратить.
В своем выступлении Анна Тютькова, Исполнительный директор ЦАРА, рассказала, что качественный контент способствует развитию рекламного рынка напрямую: чем больше качественного инвентаря, тем больше денег будет привлечено в отрасль, соответственно, тем более качественным будет становиться контент.
Сейчас очень актуален вопрос измерения ТВ смотрения как в линейных, так и в нелинейных средах. ТВ-рейтинги – это валюта и чем более устойчива эта валюта, тем больше она вызывает доверие у рекламодателя. Сейчас нет инструментов, которые позволяют совместить линейные и нелинейные данные и получить цифры для объективных ТВ-рейтингов с целью их последующей монетизации как валюты ТВ рынка. На данный момент доходы от нелинейной среды составляют не более 5% от суммарных доходов телеканалов.
Сергей Киселев, Генеральный директор ТОО «Евразия +ОРТ» (телеканал «1 канал Евразия»), поделился причинами сужения казахстанского рекламного рынка — экономические кризисы и «бездумное законотворчество в нашем государстве, которое бесконечно запрещает рекламу в том или ином виде». Для понимания, что делать с казахстанским телевидением и с индустрией в целом, необходимо учиться у стран, похожих на Казахстан: большая территория, маленькое население, маленькие рынки.
«Есть и языковая проблема. Бюджет Первого канала в России на производство контента больше бюджета всего казахстанского телевидения. Конкурировать на свободном рынке, имея одну языковую среду очень сложно. Мы не видим конкурентов в Китае, потому что никто не знает китайский язык. Но у нас конкуренция с русскоязычными каналами, потому что все в одной языковой среде. Единственный путь – это поддержка своего производителя контента и ограничения для иностранного производителя. Нам надо разрешить всю рекламу. Надо ввести серьезные ограничения для иностранных каналов – они должны платить за присутствие в Казахстане. Эти деньги распределять в бюджет развития нашего телевидения», — заключил Сергей Киселев.
Курманбек Жумагали, Генеральный директор ТОО «ТРК «31 канал», поделился опытом создания контента на частном телеканале. У «31 канала» нет подушки безопасности, формируемой с помощью государства в рамках государственно-информационного заказа, например. Поэтому для реализации новых проектов «31 канал» обратился в различные министерства Казахстана с предложением производства и трансляции программ соответствующих министерствам направлений (например, Министерство культуры, Министерство информации, Министерство обороны).
«С другой стороны, мы от государства получаем деньги, например, на утренний проект, и даем возможность разгоняться, то есть работаем на качество. Со временем у таких проектов появляются спонсоры со стороны рынка, которые позволяют и далее производить данный контент», — добавил Курманбек Жумагали.
Однако, существующая система ТВ-измерений, по его мнению, недостаточно объективна, например, есть безосновательные скачки доли телесмотрения день ото дня. Цепочка «качественный контент – рейтинг – деньги» при этой системе измерений не работает.
Дильмурад Рахимов, подводя итоги сессии, заключил, что казахстанские ТВ каналы имеют высокопрофессиональные команды специалистов по производству контента, поэтому перспективы развития и роста есть. Вместе с тем есть и много вопросов, связанных с регулированием, финансированием, с возможностями, с талантами и т.д.
Завершил Конференцию Аскар Умаров, Министр Министерства информации и общественного развития РК: «Такие открытые дискуссии, такая плодотворная работа будут только способствовать развитию нашей медиасферы. Все озвученные сегодня предложения будут изучены, рассмотрены на предмет их применения в современной медиапрактике.
Сейчас, согласно поручению Президента, готовится пересмотр «Закона о СМИ», в котором наши коллеги из медиасферы предлагают учесть медиаизмерения и ту новую реальность, которая связана с потреблением контента аудиторией. Поэтому предстоит очень много работы и обсуждений.
Министерство информации и общественного развития всегда готово выходить на диалог, вместе рассматривать возникающие вызовы, принимать предложения для рассмотрения. Давайте пожелаем всем нам удачи для того, чтобы наше медиапространство развивалось и применяло в своей работе самые лучшие мировые практики, которые есть и которые еще будут.»