Президент Казахстана К.Токаев 20 марта 2023 года подписал указ, которым утверждается Информационная доктрина нашей страны, сообщает сайт Акорды. Правительство Республики Казахстан в трехмесячный срок должно разработать и утвердить План действий по ее реализации.

Анализ развития информационного пространства Республики Казахстан показывает необходимость принятия мер по защите отечественной информационной среды от внешнего деструктивного воздействия, дезинформации, негативным образом влияющих на ценностно-идеологические установки граждан и несущих угрозу внутриполитической стабильности.

Развитие отечественной медийной отрасли в разрезе отдельных видов СМИ имеет свои особенности:

1. Основной телевизионный контент заполнен сериалами и ток-шоу развлекательного характера. Наблюдается дефицит аналитических программ, журналистских расследований, яркой публицистики – важных составляющих узнаваемости СМИ, фактора повышения медийной грамотности населения и формирования критического отношения к потребляемому контенту. В целом, техническая база всех субъектов сферы телерадиовещания нуждается в серьезной модернизации.

Тем не менее, телевидение и радио остаются одними из самых влиятельных источников информации с самой широкой аудиторией. Кроме того, они являются инструментом для решения задач оперативного информирования населения в чрезвычайных ситуациях, позволяют достичь самых отдаленных точек страны и дают возможность людям быть в курсе событий, происходящих в стране и мире.

Отечественные теле- и радиостанции обладают потенциалом, позволяющим при должном внимании конкурировать с зарубежными медиагигантами. При этом заметна положительная динамика роста контента на государственном языке и в среднесрочной перспективе этот тренд будет только усиливаться.

2. Падает интерес общества к печатным изданиям — только для 9% казахстанцев они остаются основным источником информации. Причем это преимущественно люди старшего возраста.

3. В последние годы интернет-ресурсы набирают широкую популярность среди отечественных СМИ. Здесь также остается актуальным вопрос производства качественного контента на государственном языке.

4. Благодаря развитию мобильного Интернета социальные сети стали основным источником информации как минимум для половины населения страны, причем преимущественно молодежи (социологические исследования 2021 года показали, что 45,2% респондентов предпочитают получать информацию в социальных медиа). Социальные сети стали главным каналом коммуникаций и средой распространения контента, что в результате привело к снижению доли потребления информации посредством традиционных СМИ. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 дополнительно усилила позиции социальных медиа.

Восприятие потока информации через короткие и яркие образы не дает целостного представления, приводит к фрагментарности знания. При отсутствии навыков критического мышления это создает риски масштабной дезинформации и манипуляции общественным мнением.

Поэтому целями Информационной доктрины являются:

  • обеспечение информационной безопасности и идеологического суверенитета страны,
  • выстраивание отвечающей современным тенденциям и вызовам информационной политики, направленной на консолидацию общества и укрепление гражданской идентичности.

При этом доктрина определяет следующие основные принципы взаимодействия всех участников информационной сферы: свобода слова, доступ к информации, ориентир на развитие, доверие и конфиденциальность, обеспечение информационной безопасности.

Принимаемые в рамках реализации доктрины меры в комплексе должны способствовать:

  • повышению конкурентоспособности отечественной информационной продукции и всей сферы в целом;
  • обеспечению доминирования национальных ценностей в основных политико-идеологических направлениях информационного поля;
  • выработке эффективных механизмов сдерживания внешнего информационного влияния;
  • наращиванию качественного информационного присутствия на международном уровне;
  • совершенствованию нормативной правовой базы отрасли.

Основные подходы к развитию информационного пространства:

  •  совершенствование информационной политики (продвижение национальных интересов, поддержание и развитие конкурентоспособного и безопасного национального информационного пространства, превращение Казахстана в региональный информационный хаб и т.п.);
  •  повышение конкурентоспособности и качества отечественного информационного контента (наращивание доли отечественного информационного продукта с аналитическим содержанием, стимулирование выхода отечественных производителей информационной продукции на внешние рынки и т.п.);
  •  ценностное наполнение информационного пространства (независимость и патриотизм, справедливость, верховенство закона и нулевая терпимость к коррупции, государственный язык, история и культура, трудолюбие и стремление к знаниям, семейные ценности и охрана детства, созидательность и прогрессивность, бережное отношение к природе, окружающему миру).

Итогом реализации доктрины должно стать формирование отечественного информационного пространства как органичной и равноценной части мирового медиарынка.

Перевод
Facebook
Instagram