ПРОТОКОЛ
ОЧЕРЕДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Объединения юридических лиц «Национальная Медиа Ассоциация»
г. Алматы от 15 марта 2024г.
Используемые в тексте Протокола понятия:
НМА – ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация»
НС – Наблюдательный совет НМА
ЭС – Экспертный совет НМА
В Конференции НМА принимали участие следующие Учредители НМА:
1. ТОО «TV Media Advertising Agency» (ТВ Медиа Адвертайзинг Адженси)
2. ТОО «IM Service» (АйЭм Сервис)
3. ТОО «Видео Интернешнл – Казахстан»
4. ТОО «Медиа Нова»
5. АО «РТРК «Казахстан»
6. АО «Агентство «Хабар»
7. НАО «ТРК «Президента»
8. ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS»
9. ТОО «Телекомпания «Эра»
10. ТОО «НТК»
11. ТОО «Евразия + ОРТ»
12. ТОО «ТРК «31 канал»
13. НФМ «ТРК «МИР»
14. ТОО «MUSAN GROUP»
15. ТОО «Arena Media Kazakhstan»
16. ТОО «Big Idea Group»
17. ТОО «Юниверсал МакКэнн»
18. ТОО «HAVAS MEDIA KAZAKHSTAN» (ХАВАС МЕДИА КАЗАХСТАН)
19. ТОО «Инишиатив Медиа Казахстан»
20. ТОО «Vostok Media Kazakhstan»
21. ТОО «Старком Казахстан»
22. ТОО «DASM/MS» (ДАСМ/ЭМ ЭС)
23. АО «КТК»
24. ТОО «Dotoku»
25. ТОО «Okori KAZAKHSTAN»
26. АО «ТРК «Almaty»
27. ТОО «Телевидение г. Астана»
На Конференции приняли участие представители 27 организаций из 32 являющихся учредителями НМА, что составляет 90% от общего числа учредителей и в соответствии с пунктом 7.10. Устава НМА кворум участников Конференции соблюден.
В работе Конференции НМА также принимали участие:
1) Руководитель НМА – Ойшыбаев К. – председатель Конференции;
2) Исполнительный секретарь НМА – Панова Д.. — секретарь Конференции;
3) Бухгалтер НМА – Финк Е.;
4) Юрист НМА – Буркитбаев К.;
Повестка дня
- Определение условий оплаты для каналов «НТК» и «Atameken Business» при вхождении в список обязательных каналов;
- Утверждение правил для определениястоимости каналов в измерения;
- Избрание Руководителя ОЮЛ «Национальная медиа ассоциация» сроком на один год;
- Обсуждение по проведению летней Конференции;
- Прочее.
«ЗА» – 27 голосов
«ПРОТИВ» – 0 голосов
«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов
Единогласно принято решение: утвердить Повестку Конференции
- Определить условия оплаты для каналов «НТК» и «Atameken Business» при вхождении в список обязательных каналов
Слово предоставлено руководителю ЭС Альховскому Д., где он коротко рассказал, как отразится стоимость для двух каналов в мультифакторной модели расчета. Для канала Atameken Business сумма в месяц вырастет на 223%, для канала НТК на 154%. Таким образом, при перерасчете стоимости, для остальных каналов ежемесячная сумма платежа снизится на 9%.
Панова Д. сообщила, что при вхождении двух каналов в список обязательных, сумма ежемесячного платежа для канала «Atameken Business» и НТК увеличится на (Далее была представлена информация, относящаяся к коммерческой тайне и неподлежащая размещению на сайте). Сумму данного дохода имеется возможность использовать:
– на снижение ежемесячной стоимости для остальных телеканалов, что требует перерасчета и утверждения Конференцией Бюджета 2024 г., заключения доп. соглашений с подписчиками текущей датой – рекомендовано ЭС;
– как экстра-доходы на текущую дату, в последующем распределить по итогам года между подписчиками категории «Телеканалы»;
– направить доход в оплату стоимости валютной составляющей Договора с K Research на 2025 г.
Перерасчет стоимости необходимо произвести с месяца, следующего за утверждением приказа о перечне обязательных телеканалов. Так же Панова Д. сообщила, что большинством голосов НС принято решение: Оставить перераспределение суммы на конец года с исключением РГП на ПХВ «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» УДП РК.
Ойшыбаев К. предоставил слово Директору по развитию ТК «Atameken Business» Исмаилову Руслану. Он сообщил, что канал является узкоспециализированным, несет деловую, аналитическую и информационную повестку, поэтому просит отнести их к категории «Тематические каналы с ограниченным рекламным потенциалом», а также отметил, что канал не преследует цели повышения рейтингов.
И.Джумаев задал вопрос о том, какую цель преследовал телеканал при вхождении в реестр обязательных каналов, если не стоит вопрос повышения рейтинга и есть ли экономия средств на расходах кабельных операторов? При этом отметил, что есть принятые правила, которым необходимо следовать, не делая периодических исключений.
Р. Исмаилов ответил, что вхождение в список «обязательных каналов» не предоставляет других привилегий, кроме статуса. Отсутствует дополнительная доходность, т.к. на телеканале не размещается прямая реклама. Основная цель – увеличить аудиторию, при этом об увеличении доходности канала говорить не приходится. Так же канал не является общественно-развлекательным. По второму вопросу согласился, что экономия средств на ретрансляторах действительно имеется, но суммы не сопоставимы с теми расходами, которые они понесут за подписку как участники 1-ой группы: «Обязательные к распространению».
Ойшыбаев К. спросил у участников Конференции, нужно ли данный вопрос направить для анализа в ЭС и затем вернуться к нему на следующей Конференции?
Д. Альховский взял слово и пояснил, что вопрос отношения канала «Atameken Business» к тематическому является субъективным. Для отнесения к данной категории, у канала отсутствуют законодательные ограничения по рекламе, которые имеются у телеканалов данной группы. Более того, при сборе документов от телеканалов для расчетов по мультифакторной системе, телеканал «Atameken Business» не подкрепил статус нишевого канала необходимыми документами.
О.Бородулин отметил, что имеется два варианта решения: Принять канал «Atameken Business» как «Республиканский», либо как «Канал с ограниченным рекламным потенциалом». Согласно информации озвученной ЭС, считает, что ЭС в полной мере выполнил свою работу по данному вопросу и в дополнительной экспертизе не нуждается. Так как данный вопрос относится к телеканалам, он, как представитель другого сегмента, воздержится от голосования по данному вопросу.
Р. Мурадян сообщил, что с одной стороны, он не согласен с тем, чтобы канал «Atameken Business» был отнесён к категории с ограниченным рекламным потенциалом. Так как у каналов «Balapan», «24KZ» и «Kazsport» имеются ограничения на уровне уполномоченного органа в объемах рекламы. С другой стороны, отличие имеет место быть — канал специфический. При этом возникает вопрос к коллегам из «Atameken Business», которые заявляют, что стремились к увеличению технического охвата, который и так был через кабельные сети. Можно было продолжать платить операторам, не неся траты за измерения, которые сейчас возникают. Государство отдает этому каналу право быть «обязательным», лишая такого права другой канал. Поэтому на текущий момент считает, что согласно системе, канал «Atameken Business» как и канал «НТК» должны перейти в общую категорию и платить согласно утвержденной системе.
И.Джумаев внес предложение по принципу голосования, по которому голосуют участники только того сегмента (сэйлс-хаусы, телеканалы и рекламные агентства), которого касается выносимый на голосование вопрос.
Р. Мурадян поддержал предложение И. Джумаева и подчеркнул, что, когда решаются вопросы по распределению средств в сегменте, это не затрагивает остальные сегменты и бюджет.
Ойшыбаев К. предложил проработать данный вопрос и вынести его на следующую Конференцию.
А. Солодкий сообщил, что они принимают нишевость канала только, если это подтверждено на Законодательном уровне.
Т. Бакраева уточнила, есть ли у телеканала документальное подтверждение специфичности, а также ограничения на законодательном уровне? И напомнила позицию канала «НТК» о необходимости идентичности условий для обоих каналов.
Р. Исмаилов ответил об отсутствии ограничений на законодательном уровне, а также необходимости обратить внимание на формат телеканала. В сетке вещания телеканала присутствует исключительно аналитический и информационный контент который не пользуется спросом у рекламодателей.
А. Ажибаев предложил поддержать канал «Atameken Business», ожидая минимальное количество рекламы, предложил установить ограничение объема рекламы до 10% от общего объема эфира. Особо отметив сложность для информационных каналов отсутствие прямой рекламы.
Д. Ахметова поддержала А. Ажибаева, по отнесению канала «Atameken Business» к тематическим, поскольку информационный канал не имеют прямой рекламы.
Д. Альховский напомнил о мультифакторной модели: стоимость для телеканалов рассчитывается по техническим параметрам. И формат, который канал сам выбирает, не может влиять на стоимость его подписки за исследования.
К. Нысамамбетов (программный директор «Atameken Business») напомнил о том, что канал не закупает контент, который будет приносить им рейтинги. При приобретении развлекательного контента канал утратить свою нишевость и не будет соответствовать изначальной идеологии создания канала, как деловой телеканал.
Ойшыбаев К. вынес на голосование два варианта: 1. Отнести каналы «Atameken Business» и «НТК» в категорию обязательных каналов. 2 Сделать исключение для канала «Atameken Business» до конца года с ограничением рекламы до 10%.
Голосовали:
1 вариант – 4 голоса
2 вариант – 16 голосов
«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 7 голосов
Ойшыбаев К. вынес на голосование вопрос касательно распределения экстрадохода, который возникнет в будущем при вхождении каналов «Atameken Business» и «НТК» в новые категории: 1. Снижение стоимости для каждого канала.
2. Сохранить как эсктрадоход и по итогу года распределить среди подписчиков категории «телеканалы» с исключением для ТРК «Президента».
Голосовали:
1 вариант – 4 голоса
2 вариант – 19 голосов
«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 4 голоса
2. Утверждение правил для определения стоимости каналов в измерения
Д.Альховский объяснил, что среди действующего контракта возникают ситуации, когда каналы делают заявки на включение в измерение. Такими каналами недавно стали каналы семейства Setanta, в связи с чем были разработаны следующие правила.
Правила для включения каналов в измерения:
1. Если телеканал успел войти в общий договор, и были предоставлены все необходимые данные для расчета стоимости в рамках «мультифакторной гибридной модели», в том числе информация по данным УИ ближайших периодов (данные об осведомленности), то стоимость для телеканала определяется в рамках «мультифакторной гибридной модели».
2. Если телеканал успел войти в общий договор, но НЕ были предоставлены все необходимые данные для расчета стоимости в рамках «мультифакторной гибридной модели», в том числе НЕТ информация по данным УИ ближайших периодов (есть данные об осведомленности), стоимость для телеканала определяется по себестоимости от K-Research (согласно их категорийности). Со следующего года стоимость определяется по «мультифакторной гибридной модели».
Если телеканал не успел войти в общий договор (заключение контракта происходит в течение контрактного года), стоимость для телеканала определяется по себестоимости от K-Research (согласно их категорийности). Со следующего года стоимость определяется по «мультифакторной гибридной модели».
Ойшыбаев К. предложил проголосовать и принять данные правила.
Голосовали:
«ЗА» – 27 голосов
«ПРОТИВ» – 0 голосов
«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов
Ойшыбаев К. сообщил, что согласно Уставу НМА Руководитель НМА избирается ежегодно. Так как работа в Агентстве «Хабар» уже налажена, свою кандидатуру он вынес на голосование и озвучил основные цели. Это доработать расширение панели измерения RPD данными, вопросы 0+ и возможное расширение состава НМА. Сообщив, что НС поддержал его кандидатуру, предложил проголосовать за продление его полномочий еще на 1 год.
Голосовали:
«ЗА» – 27 голосов
«ПРОТИВ» – 0 голосов
«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов
Ойшыбаев К. предложил провести Конференцию в июне месяце ближе ко Дню Журналистики в г.Алматы. Так же озвучил темы:
1. Основные факторы, влияющие на развитие рекламного рынка Казахстана.
2. Основные тенденции телевизионной рекламы. О проблемах и видении дальнейшего развития.
3. О тенденциях развития системы медиа измерения в мире и в Казахстане.
Бородулин О. проявил желание стать одним из спикеров по 2-му вопросу.
Ойшыбаев К. попросил участников Конференции предложить спикеров по озвученным вопросам и дать свои предложение в ближайшее время.
В связи с тем, что повестка дня исчерпана, участники собрания предложили считать собрание закрытым.
Руководитель
Национальной медиа ассоциации _ К. Ойшыбаев
Секретарь Конференции Д. Панова