Фото предоставлены Tribune.kz

На Круглом столе были рассмотрены вопросы совершенствования законодательства в отрасли массмедиа и рекламы.

Основой для данных вопросов стало не так давно озвученное поручение Главы государства в своем Послании о «Повышение конкурентоспособности СМИ и укрепление роли институтов гражданского общества» Правительству Республики Казахстан пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы.

Отрасль СМИ на протяжении уже больше 5 лет просит разработать новый закон, регулирующий вопросы развития отечественных массмедиа, снижение административных барьеров, существующих в законодательстве, упрощение процедур регистрации СМИ и тому подобные вопросы.

Перечень вопросов, волнующий как субъектов отрасли, так неправительственные организации и гражданский сектор можно перечислять долго.

2 июня на Кругом столе рассмотрели только 3 основных вопроса, затрагивающих рекламную отрасль.

О социальной рекламе

Прежде чем начали дискуссию по совершенствованию законодательства, участники обсудили такой важный вопрос как социальная реклама.

Ни для кого не секрет, что для привлечения общества к решению актуальных проблем социума, воздействия на законодательство и взгляды или же на изменение поведения данного общества, одним из главных инструментов будет социальная реклама. Она является неким побуждением, чтобы соблюдать законы, сохранять и восстанавливать здоровье, творить добро, совершать благие дела и многое другое. «Социальная реклама — это инструмент с разными целями — как например, повысить социальную активность, вопрос государственной безопасности и как пример лучшего поведения» — отметил Тигран Туниянц, креативный директор Gettarget, ведущий эксперт ЦАРА по вопросам социальной рекламы.

При этом у нас в Казахстане иногда качество создаваемой социальной рекламы, можно сказать, оставляет желать лучшего.

Тигран Туниянц коротко рассказал о видении системы работы государства совместно с рекламным сообществом по данному вопросу. Ключевое предложение: для создания и продвижения качественной социальной рекламы надо подходить комплексно и создавать проектную группу, которая будет включать в себя представителей государственных органов, телеканалов, рекламщиков, креативных пиарщиков. Проектная группа должна работать с первого этапа — создания социального ролика — до доведения его до населения и получения конечного результата.

В ходе совместной дискуссии участников Круглого стола было рассмотрено множество предложений по процессам создания и продвижения социальной рекламы в обществе.

Самал Шакирова озвучила предложение попробовать создать Национальной Медиа Ассоциации на своей базе такую проектную группу, включить деньги как спонсоров, так и государства и начать качественно продвигать социальную рекламу на ТВ.

Директор Департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и общественного развития Умиралиев Жасулан сообщил, что обязательно вынесет на следующие заседания рабочих групп по разработке законопроекта в отрасли СМИ все представленные предложения и в последующем включит отдельные вопросы в разрабатываемый законопроект.

Распространение рекламы в интернете

В текущих реалиях нельзя представить жизнь современного человека без интернета, он буквально стал неразрывной частью общества. В 2021 году по данным Министерства цифрового развития количество пользователей интернета в Казахстане составляло 84,2% от всего населения. Это все жители 118 городов Казахстана и 4 235 сельских населенных пунктов, которые имеют возможность использовать сети 3G/4G. При этом регулирование распространения рекламы в интернете в Казахстане слабо развито.

При обсуждении вопроса регулирования коммерческой рекламы в интернете Тютькова Анна, исполнительный директор Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации (ЦАРА), представила для рассмотрения Концепцию регулирования интернет рекламы.

После чего руководители новостных и информационных порталов Бахридинов Куат, руководитель сайта nur.kz, и Сахарянов Канат, руководитель информационного портала inbusiness.kz,  высказали мнение, что, конечно, необходимо вводить новый понятийный аппарат, начать регулировать распространение рекламы в иностранных социальных сетях, но нужно продумать механизмы по контролю и мониторингу всех этих вопросов.

Жасулан Умиралиев поддержал предложения отрасли и сказал, что дальнейшие механизмы регулирования рекламы в интернете будут обсуждены со всеми представителями интернет и рекламной отрасли, а также с государственными органами.

Регулирование рекламы на теле-, радиоканалах

В настоящее время среди всех видов средств массовой информации деятельность теле-, радиоканалов является самой законодательно зарегламентированной на территории Казахстана.

Если рассматривать вопросы регулирования распространения рекламы на теле-, радиоканалах, то здесь все четко прописано и процедурно выстроены все механизмы работы, нежели в интернет-среде.

В связи с чем Баянова Зарина, Исполнительный секретарь Национальной Медиа Ассоциации, представила на рассмотрение представителей телеканалов вопрос, действительно ли необходимо снять часть ограничений по распространению рекламы на телеканалах для улучшения их контентной части.

Лайк Адат, начальник юридической службы телеканала «НТК», и Амиргалиев Галым, директор департамента «РТРК «Казахстан», согласились с мнением о чрезмерной регламентации деятельности теле-, радиоканалов. Но сказали, что снятие каких-то ограничений по распространению рекламы на ТВ необходимо также обсудить со всеми телеканалами, поскольку это может повлечь за собой и негативные позиции в части оттока телезрителей.

Баянова Зарина информировала участников Круглого стола, что в текущих реалиях в ТОП 10 наиболее смотрибельных фильмов и сериалов в Казахстане отечественная продукция не входит.

И для того, чтобы ее распространять, необходимо больше рекламы и улучшение производимого контента.

Поддержала это мнение и Тютькова Анна.

Умиралиев Жасулан согласился со всеми предложениями и также сообщил, что будут предложены для общества и отрасли новые послабления в сфере рекламы на телевидение.

И сообщил, что «есть предложение вернуть рекламу безалкогольного пива, нам бы хотелось услышать мнение на этот счет».

Грантовое финансирование телеканалов, право на трансляцию продукции, созданной в рамках ГИЗ

Медиаотрасль является очень дорогостоящим бизнесом и для того, чтобы он развивался, здесь нужна поддержка государства в виде льгот, преференций или субсидий. 

При этом на СМИ возложена одна из ключевых функций донесения до населения государственной информационной политики о всей текущей деятельности, проводимой органами власти, о возможностях, которые населению предоставляются как законодательством, так и новыми реалиями и других не менее важных вещах.

Одной из мер государственной поддержки отечественных средств массовой информации является государственный информационный заказ (ГИЗ).

При этом за последние 5 лет несколько раз менялись подходы по выдаче ГИЗ для СМИ.

И каждый раз ГИЗ вызывает много споров и дискуссий как со стороны НПО, так и самой отрасли.

В связи с этим Умиралиев Жасулан озвучил альтернативные способы распределения бюджетных средств для реализации государственной информационной политики в рамках разрабатываемого законопроекта.

Проведя анализ общественного мнения, отраслевых экспертов, а также реализацию самого механизма государственного финансирования, Министерство выявило ряд вопросов, которые требуют рассмотрения.

Во-первых, это концептуальный переход от формата государственного заказа к грантовому обеспечению, то есть к проектному финансированию и софинансированию средств массовой информации.

Во-вторых, необходимо перейти на новый механизм финансирования, который обеспечит весь процесс большей прозрачностью и транспарентностью как со стороны государства, так и со стороны средств массовой информации.

В-третьих, необходимы изменения, которые существенно повысят качество производимого контента, так как СМИ нужна возможность производит исторические и художественные сериалы не за один финансовый год, а поэтапно в течение двух-трех лет.

В-четвертых, мы помним, что государственный заказ был выведен из государственных закупок для того, чтобы во главе угла ставился вопрос творческой составляющей производимого контента, а не минимальное ценовое предложение. Это дало свои плоды и качество контента ожидаемо улучшилось по сравнению с продукцией, которая производилась в рамках государственных закупок.

В то же время на сегодняшний день нужен переход на следующий этап развития, который даст нам всем более гибкую модель, где также в первую очередь будет учитываться творческая составляющая, но в то же время позволит обеспечить переход от тарифов к сметному подходу. Сметный подход в свою очередь позволит рассматривать каждый проект СМИ индивидуально.

Таким образом, Министерство в рамках нового Закона прорабатывает вопрос переформатирования государственного финансирования СМИ в сторону грантового обеспечения и субсидирования, в котором могут быть учтены все вышеуказанные проблемы. 

Что касается субсидирования, то здесь речь идет о поддержке периодических печатных изданий.

По окончанию круглого стола все участники рынка пришли к единому мнению, что необходимо разрабатывать новый закон и подходить ко всем  вопросам в комплексе. А также решили на дальнейших заседаниях рабочей группы, созданной при Министерстве информации и общественного развития, продолжить обсуждение вопросов и проблем отрасли СМИ и рекламы.

Баянова Зарина

Перевод
Facebook
Instagram