23 июня 2022 года в Нур-Султане в «Казмедиа центре» представители ТВ каналов, медиаизмерителей и рекламных агентств собрались на конференции «Потребление медиа-контента в Казахстане. Факторы влияния и тенденции развития».
С приветственным словом к участникам конференции обратился Руководитель ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация» Кемелбек Ойшыбаев. Задача конференции проанализировать и обсудить тенденции медиапотребления в Казахстане, понять, какие существующие основные факторы влияют на медиапотребление и куда движется медиапотребление как в Казахстане, так и в мире в целом. «Уверен, что все участники найдут для себя интересную информацию», — добавил он.
Канат Искаков, Председатель Комитета информации Министерства информации и общественного развития РК, в приветственном слове отметил, что для Министерства ключевым является вопрос конкурентоспособности казахстанского медиапространства. Поскольку этот вопрос интересует и простых граждан Казахстана, и государственные органы, которые занимаются вопросами финансирования и аудита.
Государственный заказ должен быть клиентоориентированным, поэтому так важны медиаизмерения. Нужно знать потребителя медиа-контента. Поэтому необходимо на законодательном уровне определить, что же такое «медиаизмерения». Сейчас в законодательстве такого понимания нет. И, соответственно, нет конкретного вопроса финансирования.
Система медиаизмерений — это один из инструментов повышения эффективности и конкурентоспособности медиапространства Казахстана. «Мы как государственный орган будем всячески стимулировать, способствовать, принимать все меры для того, чтобы наше медиапространство не на словах, а на деле было достаточно конкурентоспособным», — заключил он.
Первая часть конференции началась с сессии «Итоги медиазамеров 2021 года. Основные факторы медиапотребления населением Казахстана и степень влияния на изменение сознания»
Модератором дискуссии выступил Кемелбек Ойшыбаев. Он отметил ряд факторов, которые должны быть приняты во внимание при создании контента:
- За три года в Казахстане наблюдается снижение телесмотрения (с 53% в 2019 году до 47% в 2021 году);
- Наблюдается снижение длительности просмотра (с 107 минут в день в 2019 году до 88 минут в день в 2021 году);
- Также нужно принимать во внимание возрастную структуру зрителей, гендерную принадлежность, образование, национальность, жанровые и языковые предпочтения зрителей.
В настоящий момент медиаизмерения проводятся в 22 городах Казахстана с населением от 100 000 человек. Национальная Медиа Ассоциация совместно с МИОР прорабатывают вопрос максимального охвата Казахстана медиаизмерениями: НМА охватывает 22 города, а государство — остальную часть Казахстана.
Старцева Татьяна, Генеральный директор ТОО «TNS Central Asia», в своем выступлении рассказала, что просмотр видео-форматов в интернет-среде пока не достигает тех среднесуточных охватов (28% в день), что традиционное телевидение (59% в день). Пока digital не может конкурировать с просмотром классического ТВ. Digital-форматы видео больше популярны среди молодого населения.
Порядка 60% из времени просмотра ТВ зрители уделяют казахстанским ТВ каналам, 40% — на просмотр иностранных каналов.
С 2014 года суммарный рейтинг всех казахстанских ТВ каналов с 10% снизился до 6% на данный момент.
Зрительская активность в Казахстане очень сильно отличается в зависимости от ряда факторов:
- Возраст и национальность. Чем моложе аудитория, тем выше активность использования государственного языка и, соответственно, тем она больше смотрит ТВ контент на казахском языке. В то время как в старших возрастных группах присутствует максимальная доля неказахского населения, соответственно, у них языковая активность гораздо ниже.
- Способ доставки ТВ сигнала. 71% казахстанцев имеют доступ к иностранному телевидению, что на 4% больше, чем в прошлом году. Как иностранные каналы, так и другие технические улучшения (кабельное ТВ, например) очень сильно влияют на объем просмотра казахстанских ТВ каналов.
- Наличие Smart TV и широкополосного доступа в интернет. Порядка 50% населения крупных городов имеют возможность использовать Smart TV.
Танысбай Ляззат, Председатель Правления АО «РТРК «Казахстан», рассказала о том, что высказывания о скорой смерти телевидения в нашей стране преждевременны. Об этом свидетельствует рост показателей ТВ каналов на казахском языке – Qazaqstan (за последние 4 года рост на 70%), Balapan (в общем телесмотрении на 7 позиции) и Qazsport (среди всех нишевых каналов занимает первую позицию – рост на 130% за последние 2 года).
Во-первых, потребление ТВ-контента по-прежнему высоко. Аудитория не осознает, что она смотрит телевизионный контент, когда его потребляет в интернет-среде. Во-вторых, вопрос в производстве качественной ТВ-продукции.
«Наконец-то, за столько лет производства сериальной продукции наши рейтинговые показатели отечественных сериалов стали конкурировать с рейтинговыми показателями закупных зарубежных сериалов. Наша индустрия телевизионных сериалов выходит на новый уровень. В этом заслуга всех медиа-менеджеров, которые работают на разных каналах. Последние годы при поддержке государства все телеканалы производят в год хотя бы по одному отечественному сериалу. И их качество растет», — отметила Ляззат Танысбай.
В завершение первой сессии Кемелбек Ойшыбаев подвел резюме: «Мы не говорим о том, что телевидение уходит. Мы говорим о тех факторах, которые надо учитывать в планировании развития телевидения и его контента».