ПРОТОКОЛ Заочного заседания Наблюдательного совета  ОЮЛ «Национальной медиа ассоциации»

г. Алматы                                                от 27 ноября 2024г.

Используемые в тексте Протокола понятия:

НМА – ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация»

НС – Наблюдательный совет НМА

УИ- Установочные исследования

В совещании принимали участие представители организаций – члены НС (16 голосов – кворум есть) и сотрудники НМА:

  1. Руководитель НМА – Ойшыбаев К.
  2. АО «Агентство «Хабар» — Ойшыбаев К.
  3. ТОО «TV Media Advertising Agency» — БородулинО.
  4. ТОО «Видео Интернешнл -Казахстан»- по доверенности Варшавская С.
  5. ТОО «IM Service» — РахимовД.
  6. АО «РТРК Казахстан» — Ахметова Д.
  7. НФ МГТРК «МИР»- по доверенности Сабдыкеева Ж.
  8. АО «КТК» — Бакраева Т.
  9.  ТОО «НТК» — Ферхо О.
  10. Шакирова С.- Независимый член НС
  11. ТОО «31 канал» — по доверенности Альховский Д.
  12. ТОО «РА «Havas Media Kazakhstan» — Байбатшаева М.
  13. ТОО «Телекомпания ЭРА» — Яковлев И.
  14. ТОО «Carat Kazakhstan» (Карат Казахстан)» — Жангабулова Д.;
  15. РГП «ТРК Президента РК» — Мурадян Р.
  16. ТОО «Starcom Kazakhstan» — по доверенности Трегубенко О.
  17. ТОО «DASM/MS» — Смелова Н.
  18. ТОО «Optimum Media Eurasia» — БойченкоТ.

Повестка дня

  1. Применение ГМ модели расчетов по распределению финансового участия в проекте 0+ (в вариантах 300дх/600дх/800дх);
  2. Результаты тестовых замеров TV Index+RPD данных.

Рекомендации ЭС об использовании RPD данных в 2025 году;

  • О принципах приема новых участников измерения;
  • О правилах информирования ЭС о создании и наполнении ТВ-сетей в базе данных Instar Analytics;
  • Рассмотрение проекта Регламента работы ОЮЛ «НМА»;
  • Вопрос по «Туран ТВ»;
  • Прочее

Голосовали:

«ЗА» – 18 голосов

«ПРОТИВ» – 0 голосов 

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов

Единогласно принято решение: утвердить Повестку заседания Наблюдательного совета.

К. Ойшыбаев напомнил, что на последнем заседании ЭС попросили представителей K-research дать расклад по ценообразованию бюджета при внедрении RPD данных. Поэтому, вне Повестки предоставил слово Т. Старцевой.

Т. Старцева пояснила, что ценообразование суммы в разделе «заработная плата персонала»включает в себя наем специалиста в г.Алматы который будет курировать 300 д\х. А так же доплата администраторам и тех.администраторам в регионах, пропорционально количеству семей, относительно тому, что сейчас есть в городской панели. Есть необходимость в аналитике, который будет заниматься аналитикой данных, контролем качества и логических соответствий. Дополнительные часы для IT специалистов так же включены.

«Прямые расходы на проект»- в RPD это УИ. Необходимо будет провести опрос домохозяйств, которые подключены к оператору ТВ, в данном случае это — IDTV.

Вторая статья прямых расходов — это оплата в Media Hills, которая осуществляет сбор и первичную чистку данных и проверку на технические сбои.

«Оборудование и программное обеспечение» — в 1-ый год на уровне установки компания планирует написание полноценного конвейера, потому что обработку такого количества данных невозможно осуществлять вручную и поставлять в сроки. Соответственно в стоимость входит приобретение серверного оборудования и написание автоматического конвейера, который будет использоваться для работы с RPD данными.

«Операционные расходы компании» — все, что относится к работе персонала компании, напрямую не связанного с проектом, но необходимого для обслуживания внутри компании: финансисты, юристы, бухгалтеры.

Так как вопросов по бюджету не возникло, К. Ойшыбаев предложил обсудить с представителями  K-research по части проекта «100 000-». Предоставив слово Руководителю ЭС Д. Альховскому, чтобы тот пояснил позицию ЭС по количеству д\х.

Д. Альховский констатировал заключение ЭС о том, что расширение географии измерения в рамках проекта TV Index до географии «0+», а в частности использование 300 д\х в страте «Казахстан 100 000+-» является необходимым минимальным условием для подобной опции. При этом результаты данного измерения ЭС не рекомендует к использованию в качестве коммерческой панели в 2025 году. При условии запуска проекта «TV Index 100 00-» и расширения географии исследований до уровня «0+» с начала 2025 года и дальнейшему доступу к данным с октября 2025 года, ЭС рекомендует тщательно изучить результаты измерений за период октябрь-декабрь 2025 и в последствии дать свои рекомендации к использованию данных в качестве коммерческих. По результатам планируемого изучения данных измерений «0+» ЭС не исключает необходимость увеличения числа домохозяйств, превышающее плановое значение в 300 д/х, а также необходимости проведения стороннего внешнего аудита.

Д. Рахимов задал вопрос Руководителю ЭС: Правильно ли он понимает, что если ЭС не советует 300 д\х для последующей монетизации, то ценность увеличения панели будет неверна? И предложил: либо увеличивать панель до 600 д\х, либо подтверждать количество в 300 д\х для коммерческого использования.

Д.Альховский прокомментировал что есть 9 месяцев инсталляции, а затем 3 месяца данных, где телеканалы увидят данные, свои показатели, оценят свои ресурсы. И с точки зрения Индустрии смогут принять решение, насколько данный вариант приемлем. Не запустив данную панель, не сможем увидеть весь расклад ситуации. Несколько лет назад имелась возможность работать с этими данными, но прошло много времени и многое изменилось.

К. Ойшыбаев обратился к О. Бородулину и уточнил о последнем обсуждении вопроса на последнем ЭС, где приняли решение, что для старта коммерциализации достаточно было 300д\х. и аудит можно будет сделать позже, как запустится панель. На что О. Бородулин ответил, что обе позиции верны. При соединении двух панелей нужно проводить аудит. И на последнем ЭС было принято, что 300 д\х достаточно, чтобы развернуть панель и со временем довести до нужного количество участников, чтобы принять полученные данные в качестве валюты.

Т. Старцева попросила ЭС дать вводные с точки зрения недостающих параметров, что бы они тоже могли синхронизироваться по рекомендациям относительно объема выборки панели.

К. Ойшыбаев заключил, что, если панель инсталлируется, после проверок ее можно запускать и начинать продажи.

Поблагодарив представителей K-Research, предложил перейти к вопросам Повестки.

Слово было передано Д. Альховскому, который представил расчет с новыми вводными данными, которые получили от МКИ РК. Стоимость была распределена для всех участников НМА. Основной фактор, который повлиял на стоимость -это присутствие каналов в пакете «обязательных каналов» и география присутствия. Информация по коммерческим возможностям с точки зрения объемов рекламы осталось прежней.

Р. Мурадян спросил, почему у каналов обязательных к распространению заметная разница в ценах?

Д. Альховский ответил, что основная разница базируется на параметрах ЦТВ. К примеру, был взят ТК «КТК» который транслируется в 22 регионах и ТК «Jibek joly», который транслируется в 580 регионах.

Р.Мурадян возразил, что ТК «Jibek joly» не транслируется в 580 регионах.

К. Ойшыбаев ответил, что данные были предоставлены МКИ РК.

Р. Мурадян поблагодарил и сообщил, что они обратятся за подробностями к представителям Министерства.

О. Трегубенко сообщила, что рекламные агентства не заинтересованы в этом проекте. Что этот проект больше нужен каналам и сэллерам для монетизации своего инвентаря. По какому принципу РА попали в расчет и какие дельнейшие действия?

О. Бородулин возразил, отметив что рекламные агентства как участники НМА являются субъектами теле-рекламного рынка, с такими же правами как другие участники. И ответственность, и решение должно быть коллегиальным. В том числе и бюджет должен делиться между всеми.

Н. Смелова задала вопрос: какую выгоду получат агентства от данной модели, если они не смогут это монетизировать?

К. Ойшыбаев ответил, что в расчетах представителей K-research проект даст +15% дохода дополнительно. Понятно, что это не сразу в первые годы, но тем не менее агентства так же смогут зарабатывать на этом как каналы и сейлс хаусы.

Н. Смелова сообщила, что клиентам тяжело будет преподнести данный проект, т.к. им не нужны города 0+ которые не влияют на их продажи. И это выглядит так, будто они решают проблемы каналов за счет агентств и рекламодателей. Поэтому не рекомендуют внедрять проект в текущем году. Т.к. и так много сложностей с продажей тв в рекламных стратегиях и не хотелось бы их усугублять.

Д. Жангабулова поддержала коллегу и сообщила, что их рекламодателям так же не интересны города 0+.

Д. Рахимов апеллируя фактом снижения общего теле-смотрения накопленным итогом 2024 года на уровень порядка 13% сообщил, что расширение географии измерений позволит решить ряд задач: увеличить охват данных, увеличить смотрение за счет малых городов и сельских регионов в которых смотрение измеряемых телеканалов выше, чем в городах 100 000+, согласно раннему опыту аналогичной панели 2016-2017 годов. Также отметил опыт соседней Российской Федерации, где уже в течение последних 5-ти лет производится измерение ТВ на географию «0+», подобный опыт присутствует и в европейских странах и в целом это мировая практика.

Н. Смелова обратилась к Д.Альховскому с вопросом делали ли эксперты оценку довеса инвентаря, которые появятся в следствии присоединении городов 0+?

Т. Бойченко уточнил, изменится ли доля прайма? При этом добавил, что агентства не участвуют в оплате за индустриальные исследования, т.к. это инструмент для продажи каналов.

Д. Альховский ответил, что провести оценку каких-либо изменений данных, в том числе в отношение прайм-тайма не представляется возможным до момента получения самих данных. Особенности теле-смотрения текущих измеряемых телеканалов в населенных пунктах «100 000-», осведомленность населения о приеме тех или иных телеканалов и прочие множественные факторы не позволяют точно предвосхитить изменения аудиторных данных. Ссылаться на опыт аналогичных измерений в 2016-2017 годах нельзя. Таким образом смоделировать изменение аудиторных данных не представляется возможным.

Р. Мурадян задал вопрос представителям рекламных агентств: если всю нагрузку возьмут на себя каналы и сэйлс хаусы, и сгенерируется тот самый рейтинг и инвентарь, который можно будет продавать, будут ли агентства продавать инвентарь?

Н. Смелова ответила, что агентства заинтересованы в появлении новых инвентарей на телевидении, но хотелось бы понимать это как бизнес план. Сколько нужно инвестировать и сколько это даст прироста рейтинга? Сейчас ряд агентств, которые участвуют в измерениях, не совсем в хорошем финансовом положении и могут выйти из измерений. В таком случае на оставшиеся агентства будет повышенная нагрузка. И тем самым можно поспособствовать сокращению пула агентств, которые в настоящий момент отстаивают телевидение.

О. Ферхо поддержала агентства и сообщила что стоимость высокая и для их канала.

К .Ойшыбаев напомнил, что решение по данному вопросу будет принято на Конференции путем голосования, и был вынесен на НС для обсуждения всех нюансов по расчетам стоимости. Поэтому предложил перейти к следующему вопросу Повестки.

          Рекомендации ЭС об использовании RPD данных в 2025 году.

Слово было предоставлено Руководителю экспертного совета Д. Альховскому. Он сообщил что, основываясь на данных предоставленных компанией «K-research», эксперты провели расчеты для процедуры того, как бы выглядел инвентарь на каналах с условием того, что тест произведен. Данные были получены и обработаны. Экспертов смутил момент, что данные полученные за февраль 2024 года были изменены, на что K-research ответил, что это было связано с доработкой алгоритма объединения данных рпд+тв индекс. Данная база была предоставлена эксперту О. Круглун. Ситуация изменилась не в пользу объема инвентаря. Если раньше в этих данных было декларировано снижение в общей массе по всем каналам «-1%», то теперь в пересчете общий показатель составляет «-6%». В прайме «-10%», в офф прайме «-1%». Алгоритм объединения закрытый и K-research не может его предоставить, поэтому есть сомнения, что на текущий момент данные верны. И они не финальные. Поэтому ЭС рассмотрев все факторы, советует отправить вопрос на еще одну доработку и рекомендовать данные в текущем виде не может.

О. Бородулин уточнил, что на последнем НС смотрели базовые расчеты, на которых сокращение рейтинга всего теле-смотрения было на «1%», а теперь это «6%». Так ли это?

Д. Альховский ответил, что если коротко, то ДА. Согласно ранее представленной модели расчетов изменения инвентаря между тестовой версией данных и фактической суммарное снижение инвентаря составляло 1% (на ц/а 6+). После предоставления тестовой БД эксперту НМА Ольге Круглун, проведенные аналогичные расчеты привели к иным результатам, при которых фактической суммарное снижение инвентаря составляло 4%. А также, если учитывать расчеты, применив при этом баинговые аудитории (ц/а) каждого из телеканалов, то фактической суммарное снижение инвентаря составляло 6%.

О. Бородулин по итогам ответа Д. Альховского прокомментировал ориентировочные расчеты суммарных потерь коммерческих доходов ТВ рынка, в выражении объемов инвентаря (Далее была представлена информация, относящаяся к коммерческой тайне и неподлежащая размещению на сайте.).

По мнению ЭС, наличие нескольких версий тестовых данных вызывает сомнение в корректности методики интеграции RPD данных с действующей панелью TVIndex и требует отдельного ее анализа и доработки с целью признания ее корректной.

К. Ойшыбаев согласился с Д. Альховским, что нужно доработать. И если внедрение RPD добавит 30000 д\х, это в любом случае даст более объективные данные. Поэтому срочно внедрять этот проект, не доработав его, нет необходимости. Поручив отправить проект на доработку для ЭС, предложил перейти к следующему вопросу.

Голосовали:

«ЗА» – 18 голосов

«ПРОТИВ» – 0 голосов 

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов

3. О принципах приема новых участников измерения;

К. Ойшыбаев напомнил о правилах приема новых каналов и их соответствии. Сообщил, что в состав участников вошли 6 каналов и по ним возник вопрос, по какой стоимости они зашли в измерение. Отсюда вопрос: стоит ли сразу принимать каналы в измерение, если они соответствуют требованиям или как минимум согласовывать их включение на НС?

С. Шакирова сообщила, что есть каналы, которые используют некоторую лазейку в Законодательстве, вещая на русском языке и делая дорожку на казахском. Причем это только в диджитал формате и только у некоторых операторов. Эти каналы находятся вне конкурентной среды по отношению с казахстанскими телеканалами. Они не производят собственное производство, либо его недостаточно. Это видно в эфире, но НМА не орган который это контролирует. С. Шакирова предложила следующее: 1. Проверить каналы на законность. 2. Каждый новый канал должен пройти через НС, а далее через Конференцию. 3. Разделить каналы, которые создаются в Казахстане и каналы, которые ретранслируют, которым необходимо установить отдельную стоимость.

К. Ойшыбаев обратил внимание, что НМА, являясь не государственным органом, не вправе проверять и контролировать исполнение национального законодательства, обладая влиянием на рынок, необходимо определить границы, в рамках которых мы можем принимать меры. Поддержал предложение Шакировой С. о необходимости рассмотрения как минимум на Наблюдательном совете включение новых телеканалов в измерение, а может быть и даже на Конференции.

Р. Мурадян напомнил о том, что в новом Законе «О масс-медиа» есть требование об использовании первого звукового сопровождения на государственном языке для телеканалов, использующие многоканальную передачу звукового сопровождения, однако соблюдается ли это норма или нет, не относится к компетенции Ассоциации. НМА как организация предоставляющие услуги измерений, являясь, по сути, монополистом, при выставлении ограничений для определенных каналов, не нарушит ли требования законодательства о конкуренции.

О. Бородулин уточнил, что все тарифы строго регламентированы органами НМА, сейчас в НМА имеется мультифакторная система и тариф для региональных малых телеканалов. В этом году появился тариф, где телеканал получает усеченный мониторинг только рекламных блоков. О. Бородулин попросил предоставить возможность использовать всем малым телеканалам данную тарификацию, и она должна быть общедоступной, данное решение будет соответствовать целям НМА по популяризации телеизмерений на нашем рынке. 

К. Ойшыбаев предложил вынести на Конференцию вопрос включения новых телеканалов отнести к компетенции Наблюдательного совета.

Голосовали:

«ЗА» – 18 голосов

«ПРОТИВ» – 0 голосов 

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов

4.      О правилах информирования ЭС о создании и наполнении ТВ-сетей в базе данных Instar Analytics;

К. Ойшыбаев предоставил слово Д. Альховскому , который сообщил что в последнее время появилось много ТВ-сетей, и НМА не всегда в курсе что в них входит и когда они создаются. На что О.Бородулин предложил Экспертному совету вести учет и информировать НС и Конференцию о новых ТВ-сетях. Альховский Д. сообщил о готовности ЭС вести справочник регистрации ТВ-сетей и своевременно информировать участников НМА.

О.Бородулин предложил внести эту функцию в «Регламент НМА» как входящие в обязанности функции ЭС.

К. Ойшыбаев вынес на голосование вопрос о принятии новой функции ЭС в «Регламент НМА».

Голосовали:

«ЗА» – 18 голосов

«ПРОТИВ» – 0 голосов 

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов

Единогласно принято решение: Внести новую функцию ЭС в «Регламент НМА»

5.      Рассмотрение проекта Регламента работы ОЮЛ «НМА;

Ойшыбаев К. сообщил что регламент работы НМА не предполагает каких-либо изменений, а собирает все правила, которые имеются на сегодняшний день. Регламент будет дополняться в соответствии с решением НС или Конференции по текущим моментам. Ранее регламент был выслан всем по почте для подробного ознакомления. Т.к. вопросов от членов НС не возникло, К. Ойшыбаев предложил вынести вопрос утверждения Регламента на Конференцию.

Голосовали:

«ЗА» – 18 голосов

«ПРОТИВ» – 0 голосов  

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов

К. Ойшыбаев напомнил, что ранее с каналом «Туран ТВ» из-за возникших задолженностей по решению НС был приостановлен договор по поставке данных. Канал оплатил задолженность за 2024 г, но все еще имеется долг за 2023 г. в размере (Далее была представлена информация, относящаяся к коммерческой тайне и неподлежащая размещению на сайте.). Канал обратился с просьбой возобновить договор и выдать им справку о том, что они являются участниками «НМА».

С. Шакирова предложила не возобновлять договор до момента полного погашения задолженности за 2023г.

К. Ойшыбаев вынес на голосование решение о возобновлении договора с каналом «Туран ТВ» при условии полного погашение долга за 2023г.

Голосовали:

«ЗА» – 18 голосов

«ПРОТИВ» – 0 голосов 

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов

Единогласно принято решение: Возобновить договор с каналом «Туран ТВ» после полного погашения задолженности за 2023 г.

В связи с тем, что повестка дня исчерпана, участники собрания предложили считать собрание закрытым.

Руководитель

Национальной медиа ассоциации ____________________ К. Ойшыбаев

Секретарь Конференции _____________________ Д. Панова

Перевод
Facebook
Instagram