Генеральный продюсер «31 канала» Нуржан Мухамеджанова – известный и уважаемый в стране и за ее пределами профессионал телевидения и радио. Всего в своей жизни, в том числе признания коллег, она добилась только благодаря своему неустанному труду, целеустремленности и большому доброму сердцу. В ноябре этого года Нуржан Мухамеджанова покинула пост председателя правления ТРК «Казахстан» и вновь вернулась на родной «31 канал» в качестве генерального продюсера. В интервью «ЭК» она поделилась своими секретами как профессионального успеха, так и семейного счастья.
– Нуржан Жалауовна, у вас огромный опыт работы на телевидении. Что вы чувствуете, вернувшись на родной канал?
– Cамое главное ощущение – я вновь среди своих коллег, друзей. Хотя и в телерадиокорпорации «Казахстан» остались все ставшие мне родными коллеги, друзья. Меня с ними объединяет любовь к своей работе, к профессии, телевидению. После университета я за 13 с половиной лет прошла большую школу радиожурналистики – от редактора до первого заместителя генерального директора Казахского радио. А все последние годы, а это почти 20 лет, я занимаюсь телевидением. Поэтому я сейчас чувствую себя просто прекрасно. Я в отличном настроении, полна идей и позитива. Мой девиз по жизни: «Все только начинается».
– Какие задачи стоят перед вами на «31 канале»?
– «31 канал» уже прочно занял свою нишу как семейный развлекательный канал, четко определил свою целевую аудиторию и развивается довольно успешно. Это заслуга не только творческой команды, но и наших постоянных зрителей. Мы будем и дальше продолжать традицию производства собственных интересных продуктов, показ самых лучших фильмов и мультфильмов для семейного просмотра.
– Генеральный директор «31 канала» Багдат Коджахметов в своих недавних выступлениях отмечал снижение рекламного рынка в несколько раз за последние годы. Повлияет ли эта ситуация на производство собственных программ в 2017 году?
– Да, надо отметить, что за последние пять лет рекламный рынок Казахстана прошел через множество испытаний. В 2007–2008 годах его объем составлял 170 млн долларов, в 2011 году – 140 млн, а сейчас в связи с рядом экономических событий – всего 50 млн. Есть прогнозы небольшого роста в 2017 году, есть надежда, что все крупные рекламодатели восстановятся, также начнет расти платежеспособность населения.
Большие надежды у нас связаны и с появившимся в мае этого года новым Министерством информации и коммуникаций, которое прилагает много усилий для поддержки не только государственных, но и частных телеканалов. Это очень важно, так как государственную информационную политику необходимо вести не только через государственные СМИ, но и через привлечение в эту работу и негосударственных масс-медиа как национального масштаба, так и региональных. Главным критерием остается доверие зрителей. И чтобы зрители доверяли СМИ, нужно вкладываться в контент. Результат будет не сразу, а через несколько лет. К примеру, не секрет, к сожалению, что сейчас есть сложные моменты в религиозном и нравственном воспитании молодого поколения. И это нельзя пускать на самотек. Такие вопросы сейчас взяты государственными органами на особый контроль и ведется большая работа. И в этой работе всем видам СМИ, включая социальные сети, тоже отводятся особые роли. СМИ не только должны информировать население, но и вести разъяснительную работу по всем животрепещущим вопросам. Мы все воспитываем детей. У меня самой есть трое внуков, и мне очень важно, кем они станут, что они будут читать, смотреть, на кого будут равняться.
– Насколько реально вести подобную работу на развлекательном канале?
– Вполне реально. Даже с юмором можно нести рациональное зерно, воспитывать. На классический вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, можно ответить в 300-страничном романе, а можно и в трехминутном ролике или 30-минутном проекте. Но для этого необходим как творческий подход, подготовка, так и использование новых технологий телевидения. Но для этого, конечно, необходимы финансовые возможности.
– Сейчас активно развивается Интернет, социальные сети, и есть мнение, что скоро телевидения не будет. Что вы думаете по этому поводу?
– Помните известную фразу из фильма «Москва слезам не верит» о том, что через 20 лет будет сплошное телевидение? В нашу жизнь входят новые гаджеты, и надо понимать, что это всего лишь новые каналы для получения информации. Думаю, в ближайшие 15–20 лет телевидение будет оставаться одним из важных источников получения качественного контента. Да, есть новые возможности получения видеоконтента любого содержания – от свежей информации до сериалов. Можно их просмотреть в отложенном варианте, но все эти новинки доступны пока тем, кто хорошо владеет новыми технологиями. А большинство людей, мне кажется, еще не скоро расстанутся со своими телевизорами.
Мои внуки по утрам включают казахстанские телеканалы и смотрят детские развивающие программы, мультфильмы. И меня радует, что у нас есть контент, который привлекает их внимание. Да, посредством Интернета многие сейчас быстро получают информацию, но в то же время зрители по-прежнему каждый день ждут новостей «Информбюро» и другие телепрограммы. И мы стараемся дать им объективную картину происходящего в стране и мире.
– Какой вы видите программу «Информбюро» в ближайшем будущем?
– «Информбюро» будет усиливаться в плане информирования нашего общества, при этом мы будем отводить больше места генерированию еще более интересного видеоряда путем вовлечения самих телезрителей. Мы призываем журналистов быть максимально объективными и готовить только сбалансированные сюжеты. Мы не преследуем цель освещать все в негативном и критическом плане, мы стараемся показывать выход из ситуации. И в этом заключается готовность помочь нашей стране. Мне хочется, чтобы наши дети, молодежь, взрослые люди смотрели на жизнь позитивно. Нам важно через наш телеканал прививать любовь к жизни, ближнему и окружающему миру. Нужно радоваться тому, что все мы живем под мирным небом.
– Что сейчас интересует нашего зрителя? Чего он ждет от телевидения?
– Зрители желают быть вовлеченными в процесс, получать и давать обратную связь моментально. Это дает большие возможности телеведущим и телепродюсерам для поиска, роста. Ведущие сегодня – это не просто «говорящие головы», они должны быть также большими психологами, проницательными, учителями по жизни, которые будут давать зрителям не готовый рецепт, а возможность самому быть участником событий и подумать о происходящем, принимать решение самостоятельно. Не секрет, что наши зрители или читатели всегда относятся к СМИ как к последней инстанции в решении какой-то проблемы. И наша основная миссия – не обманывать их ожидания. Своевременно информировать, поддержать и оказать помощь нашим зрителям – вот что для нас главное. Не зря же говорят, СМИ – это зеркало нашей жизни.
Наш зритель с удовольствием смотрит наши развлекательные программы, и мы не будем отходить от этого формата, продолжим показывать программы для семейного просмотра. Будут проекты, которые раскроют известных людей с другой стороны, эксклюзивные материалы из жизни известных людей, звезд. Есть в планах продолжение съемок отечественных сериалов.
– Нуржан Жалауовна, какие вы наблюдаете тенденции на нашем медиарынке?
– Радует, что собственники СМИ все больше внимания начали уделять повышению квалификации сотрудников, их специализации, формируются пулы журналистов, пишущих на специальные темы. Хорошая тенденция, когда журналисты занимаются самообразованием, изучением иностранных языков, в том числе через президентскую программу «Болашак».
Повышается и роль технических сотрудников, операторов, режиссеров, усиливается визуализация, появляется все больше спецэффектов, новых технологий. Наблюдая за освещением выборов президента в США на мировых телеканалах, я отметила, что такие же передовые технологии использовали и казахстанские телеканалы при освещении выборов в Казахстане как в 2015, так и в 2016 годах. Я имею в виду использование возможности Тачскрина и VIZART для более углубленной визуализации видеоконтента на телевидении.
На медиарынке сейчас активно обсуждаются меры для оживления рекламного рынка, в том числе по возврату рекламы некоторых продуктов, в частности фармацевтических препаратов. Раз есть рынок, то СМИ должны его поддержать. Но и о вреде также важно предупредить. В связи с тем, что государство начало уделять больше внимания поддержке СМИ, в том числе частным, стал подниматься вопрос и об эффективном использовании выделяемых государственных средств. Но всю ответственность за их использование несем мы, руководители, а результат, эффективность – это, прежде всего, высокие доли и рейтинги производимых проектов.
– Что-то мы с вами все о серьезном. Хотелось бы узнать и о вашей семье. Расскажите, как вас воспитывали родители?
– Я выросла в семье учителя средней школы, моя мама была домохозяйкой. Папа работал учителем казахского языка и литературы, я всегда с гордостью отмечаю также, что он был моим классным руководителем с шестого класса. Наши родители нас, пятерых детей, воспитали разносторонними, дали очень фундаментальную базу воспитания. В нашей семье было культом чтение художественной литературы. Я с шестого класса знала, что пойду в журналистику, говорила об этом домашним, готовила материалы для Казахского радио, это были сочинения на разные темы. Мое сочинение о сверстниках было прочитано на Казахском радио и опубликовано в республиканской газете «Социалистік Қазақстан». Так что первый свой гонорар я получила уже в шестом классе.
После школы я поступила на журфак. Помню, как в начале учебы, в первом семестре, получила две тройки, что лишило меня стипендии. А 40 рублей тогда, в 1977 году, были немалой суммой для студента. Меня это огорчило, мне было стыдно перед родителями. Я приложила все усилия, сдала на отлично все экзамены, начала получать повышенную стипендию, а уже с третьего курса стала ленинским стипендиатом. Тогда я дала себе установку – нужно поставить цель и смело к ней идти.
Родители дали нам хорошие стартовые возможности, все мои братья и сестры поступили в вузы, успешно их окончили и реализовались как профессионалы. Самый младший брат – кандидат медицинских наук, второй – кандидат физико-математических наук, он окончил Ленинградский университет, старший брат – инженер-энергетик, экономист, старшая сестра – учитель истории. Родители старались развивать нас всесторонне: в свободное от учебы время мы занимались спортом, читали художественную литературу, делились друг с другом своими впечатлениями от прочитанного, мама всегда нас направляла, помогала готовиться к урокам. Фактически она вместе с нами пять раз прошла школьную программу с первого по десятый класс.
Моя дочь Бахыт пошла не по моим стопам. Она выучилась по специальности «прикладная математика». Сейчас у нее свое дело. У меня трое внуков, зять – очень порядочный парень, любящий отец. Старшему внуку Амирхану Эфе шесть с половиной лет, внучке Алиме-Нур – четыре с половиной года, а самому младшему Амир-Султану – два с половиной годика. Они растут смышлеными, любознательными, изучают детские энциклопедии. К примеру, старшему внуку нравится изучать строение человека, а внучке – собирать красочные пазлы. В целом мы обычная простая семья, и для нас общечеловеческие ценности являются очень важными.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в жизни каждого человека?
– Ответственность, целеустремленность и трудолюбие. Всегда нужно к чему-то стремиться и не уставать развиваться. Считаю, нужно быть всегда позитивной. Мне повезло с профессией. Я прошла путь от простого репортера до председателя правления телерадиокорпорации «Казахстан». Я работала в пресс-службе президента страны и Международной журналистской организации. За последние 10 лет я трудилась в качестве руководителя в группе компаний «31 канал» и в телерадиокорпорации «Казахстан». Где бы я ни работала, я всегда старалась не просто руководить, но и быть «играющим тренером». Я творила вместе с командой, мы вместе добивались успехов. Я рада, что меня вновь пригласили и я вернулась на «31 канал». Мне нравится профессиональная творческая работа. Это значит – всегда генерировать новые идеи, придумывать что-то новое, полезное. А для этого, повторюсь, нужно жить с радостью и всегда идти вперед.
Автор: Индира АХМЕТОВА
Источник: ЭК