ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ОЮЛ «НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИА АССОЦИАЦИЯ»

Город Алматы, 23 июля 2025 года

Используемые в тексте Заключения понятия:

НМА – ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация»

ЭС – Экспертный совет НМА

ТНС, Kantar, «K Research Central Asia» – Измеритель

УИ – Установочное исследование

В работе ЭС (посредством дистанционного участия) принимали участие:

  1. Зарина Баянова
  2. Денис Альховский
  3. Вячеслав Федореев
  4. Денис Филенков 
  5. Ольга Круглун
  6. Сабина Сундетова

Приглашенные участники встречи ЭС:

Александр Емельянов, «K-Research Central Asia»

Констатируется наличие кворума ЭС в количестве 5 человек.

ПОВЕСТКА дня:

  1. Обсуждение анкеты УИ 2025.
  2. Методика проведения УИ.
  3. Выбор варианта корректировки в методике расчетов гибридой мультифакторной модели (ГМ модели) для рассчетов стоимости подписки телеканалов на 2026 год.

ОБСУЖДЕНИЕ:

  1. В ходе обсуждения анкеты УИ 2025 у участников встречи возникли следующие вопросы:

Денис Альховский: В вопросах 11.1 и 11.2 о спутниковом телевидении подразумевается, что респондент ответит «Нет»?

Ответ Александра Емельянова: Да. Эти вопросы для того, чтобы отсечь в первую очередь спутниковое ТВ, которое раньше ОтауТВ называлось. Есть бесплатный пакет цифрового эфирного ТВ, но с подключением через спутниковую тарелку. А вопрос 11.2 – проверочный для всех типов приема, если мы видим, что в предыдущем варианте где-то говорят, что поделючено эфирное ТВ, а тут говорят за ТВ платят, то возможно респондент ошибся в типе приема.

Денис Альховский: Начиная с 13-го вопроса и далее, где есть перечень телеканалов, я не нашел Первого Карагандинского.

Ответ Александра Емельянова: Поскольку он сейчас измеряется мы добавим его в список каналов.

Ольга Круглун:В список каналов по аналогии с прошлыми УИ давайте добавим региональные каналы. Письмо со списком я отправлю на почту. И предлагаю оставить Алатау ТВ, т.к. канал существует и ранее замерялся.

Ответ Александра Емельянова: Хорошо, мы добавим каналы.

Ольга Круглун:Напомните, до какого числа необходимо предоставить список каналов, которые необходимо включить в анкету?

Ответ Александра Емельянова:до 31 июля 2025 г. Обратите внимание, что каналы, которые сменили наименование, в анкете написаны через слэш, чтобы была связь между старым и новым брендом канала и не потерялась информация о возможности приема.

Зарина Баянова: Относительно графика выполнения УИ просьба ознакомить ЭС с результатами раньше.

Ответ Александра Емельянова:Осведомленность о приёме телеканалов выгрузим ориентировочно 13-14 ноября, т.е. примерно в первой половине ноября. Добавим этот пункт в график выполнения работ.

Денис Альховский: Необходимо будет дополнить данные по осведомленности объединенными данными для географии 0+, т.е. объединить данные полученные для географии «100 тыс.+» с данными по географии «100 тыс.-».

Ответ Александра Емельянова:Да, мы будем в том числе и контрольные параметры рассчитывать на географию «0+».

Денис Альховский: Для предварительных расчетов стоимости подписки на 2026 нам не хватает совокупной осведомленности по двум УИ: УИ2024 для географии «100тыс.+» и УИ2025 по географии «100тыс.-».

Ответ Александра Емельянова:Да, предоставим эти данные до конца этой недели.

Комментариев по анкете больше нет.

Единогласно анкета принимается после внесения обсуждаемых корректировок и уточнению по перечню каналов. 

  1. Относительно методики проведения УИ, Александр напомнил, что в прошлом году в связи с активностью телефонных мошенников произошло три ключевых момента: (1) стоимость CATI-интервью выросла примерно на 220-230%, (2) снизился response rate, (3) произошло удлинение срока проведения интервью.

В связи с этим видение K Research по общим параметрам проведения исследования следующее:

  • География исследования остается без изменения: все ДХ в 21 городе с населением 100 000 человек и более
  • Сроки полевых работ: сентябрь-ноябрь 2025 г.
  • Методика проведения интервью: телефонное интервью (CATI)
  • Объем выборки: 3 000 интервью 

Такой объем выборки предлагается исходя из цели проведения установочного и заключения аудитора, что объема выборки 3000 интервью достаточно для того, чтобы определить контрольные параметры панели.

В случае, если K Research не будет данной выборки хватать для рекрута, они вынуждены будут прибегнуть к дополнительным источникам рекрута. В этом случае не произойдёт увеличения стоимости договора этого года за счёт того, что вырастет стоимость УИ.

K Research гарантирует, что в процессе полевых работ наберет 3 000 интервью и предлагает внести эту цифру в договор в части параметров УИ 2025 года.

В течение следующего года K Research будет наблюдать за дополнительным рекрутом: понадобится/не понадобится, в каком объеме, какие источники можно использовать и появится ли необходимость выставлять дополнительную стоимость за рекрут.

Денис Альховский: Беспокоят два момента. Во-первых, 5 000 интервью обеспечивали выполнение двух задач: определение контрольных параметров панели и рекрут. Второй момент, осенью использовалась методика CATI, весной face-to-face, сейчас снова вы рекомендуете CATI с недобором выборки. Почему?

Ответ Александра Емельянова: Мы предлагаем CATI с 3000 интервью для того, чтобы избежать увеличения стоимости договора. По второй части вопроса: в селе значимо сложнее проводить CATI, поэтому было сделано face-to-face, чтобы уложиться в сроки, которые были заявлены. В принципе можно рассмотреть переход на face-to-face в географии «100 тыс.+». Поскольку значимых различий при смене методики не наблюдалось, на текущий момент не принципиально по какой методике проводить УИ. Вопрос будет касаться сроков проведения и возможности обеспечить плановую выборку.

Денис Альховский: Саша, для дальнейшего обсуждения предлагаю сделать несколько вариантов для демонстрации зависимости стоимости исследований: 

  1. CATI, 3000 интервью, сроки проведения; 
  2. CATI 5000 интервью, сроки проведения;
  3. face-to-face 3000 интервью, сроки проведения;
  4. face-to-face 5000 интервью, сроки проведения.

Ответ Александра Емельянова:Я согласен. Сделаем и обсудим дополнительно.

Зарина Баянова: Поясните зачем мы раньше делали 5 000 интервью, если нам фактически достаточно было 3000?

Ответ Александра Емельянова: Мы это делали, чтобы обеспечить рекрут из единого источника. От аудиторов была такая рекомендация, что желательно, чтобы параметры панели и рекрут происходили из единого источника. Но если по каким-либо причинам с этим возникают сложности, то допускается производить рекрут другим путем.

Зарина Баянова: Я правильно понимаю, что проблему рекрута вы забираете исключительно на свои плечи?

Ответ Александра Емельянова: Я не могу гарантировать, что не возникнет дополнительной стоимости на рекрут. Давайте это обсудим позже, когда будем обсуждать бюджет на 2026 год.

Сабина Сундетова: В случаеface-to-face соблюдение текущего графика работ исследования реально?

Ответ Александра Емельянова: В принципе, да, но дайте мне пару дней, чтобы уточнить.

Результаты предварительного голосования (без данных о стоимости УИ):

З голоса за face-to-face с выборкой 5 000 интервью (Альховский Д., Круглун О., Сундетова С.)

2 голоса за CATI с выборкой 5000 интервью (Филенков Д., Федореев С.)

  1. Денис Альховский: Напомню, что в связи со стартом измерений «TV Index 100 000-» в текущем году и как следствие потенциальное начало измерений в рамках панели «TV Index 0+» с 2026 года, возникла необходимость корректировки модели расчета стоимости подписки на ТВ измерения для телеканалов (гибридная мультифакторная модель). Ольгой Круглун вниманию ЭС были представлены многочисленные варианты расчетов в рамках ГМ модели для телеканалов, включающие следующие изменение вводных для расчета:
  • порог фиксации стоимости для сверх малых телеканалов;
  • изменение финансового шага стоимости;
  • исключение скидки для тематических телеканалов;
  • изменение веса вводных параметров расчета и прочее.

Представленные корректировки расчетов ГМ модели обсуждались на ЭС 16.07.2025.

Сабина Сундетова дополнила ещё одним вариантом расчетов с измененной скидкой для тематических телеканалов.

Сегодня нужно выбрать оптимальные версии расчетов из 15-ти представленных для дальнейших расчетов приближенной к действительности стоимости подписки TV Index для телеканалов на 2026 год. Эти расчеты планируется представить на рассмотрение НС НМА 15 августа. В дальнейшем, по итогам получения всех необходимых справок от телеканалов, рассчеты будут уточнены.

После обсуждения экспертами были выбраны следующие модели расчетов: Сабина Сундетова за В15; Вячеслав Федореев и Денис Филенков за В12 и В15; Ольга Круглун за В12, В15, В14; Денис Альховский за В12, В15, В13, В14. Суммируя все предпочтения было решено для дальнейшей демонстрации оставить четыре модели расчетов В12, В13, В14, В15. 

Для финализации расчетов необходимо откорректировать список каналов и их параметры, обновить данные по бюджету для выбранных вариантов. Зарина Баянова предоставит данные по каналам и бюджетам ориентировочно до 5 августа 2025 г.

Заключение ЭС является легитимным при наличии подписей всех членов ЭС.

ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ ЭС:

Денис Альховский _____________________________

Денис Филенков     _____________________________

Вячеслав Федореев    _____________________________

Ольга Круглун             _____________________________

Сабина Сундетова      _____________________________

Перевод
Facebook
Instagram