Арман Шураев
Фото: caravan.kz

О предстоящем юбилее,  производстве собственных сериалов, основных конкурентах и о том, чего не хватает отечественному телевидению, рассказал генеральный директор телеканала «КТК» Арман Шураев.

-Арман Тулегенович, канал КТК  уже совсем скоро отпразднует свое 20-летие. Вы уже начали широкую кампанию по этому поводу. Готовите для зрителей что-то особенное?

Стартовал конкурс по созданию гимна КТК. Не подумайте, что мы поем себе осанну. Отнюдь. Мы обратились к нашим телезрителям – с предложением написать песню о том, каким ВЫ видите КТК. Не делаем ставку на профессионалов. Написать песню может любой желающий. Мы хотим предоставить возможность нашему зрителю творить вместе с нами. А еще вместе с телезрителями вспоминаем собственные передачи, созданные за 20 лет – они то  и составляют историю КТК. Ищем «Народного героя». Люди, достойные носить это звание, живут среди нас,  и в день своего рождения мы хотим объявить о героях на всю страну. Планируем  и грандиозное шоу, как без этого! Ну а  каким оно будет – увидим в эфире КТК.

— Вы уже сняли собственный сериал. Приняли участи в создании художественного фильма. Можно полагать, что вы серьезно решили заняться собственным производством кино и сериалов?

Производство собственного качественного контента, в том числе сериалов и кинофильмов – часть нашей стратегии развития. Наступают времена, когда в цене качественный продукт и не суть важно, каким способом и через какой канал он дойдет до зрителя, будет то телеканал, экран кинотеатра или интернет. Мы стараемся шагать в ногу со временем и современными технологиями. К слову, сейчас по заказу КТК снимается семисерийный сериал «Айша» на казахском языке. И уже к осени наши зрители увидят первый сериал на государственным языке в истории казахстанского телевидения

-И что выгоднее: покупать сериалы на определенный период или все-таки производить?

Стратегически, конечно, выгоднее производить. Потому что это позволяет практически неограниченно использовать продукт по своему усмотрению. Ведь покупка лицензионных прав всегда ограничена по количеству показов и сроку действия. Кроме того, производство собственного телевизионного художественного контента работает на статус. КТК уже давно и успешно занимается производством. Один из сериалов был отмечен международными премиями и продан в другие страны.

Производить, стратегически необходимо, даже если порой и не выгодно – а это уже вопрос к дополнительному финансированию.

— Остались ли вы довольными рейтингом сериала?

Довольными остаться должны были наши зрители. А судя по многочисленным откликам (звонки, письма, сообщения и обсуждение на форумах), зрители довольны.

— Можно ли сказать, что производство кино и сериалов сегодня это уже тренд? Собственные сериалы нам представляли «Хабар», «Астана», теперь и «КТК».

Можно и нужно!

— Сегодня КТК, среди исключительно казахстанского контента,  занимает первые позиции. В первую очередь, это «Новости КТК» и «Портрет Недели».   — За счет чего популярность новостей КТК выше, чем у других телеканалов?

Информационной службе КТК удалось найти свой чёткий формат – мы делаем новости для людей и о людях. Наверное, в этом и состоит успех, который подтверждают и рейтинги. Мы стараемся максимально откровенно говорить о том, что волнует большинство казахстанцев. К тому же Новостям КТК уже почти 20 лет. Наверное, за это время чему-то мы все же научились. Ну и, кроме того, мы постоянно вкладываем средства в новости: чёткая картинка, студия за которую не стыдно, командировки, техника, опытные журналисты – из всего этого и складываются рейтинги.

— Между тем, бытует мнение у людей, что КТК – это только негатив. Опять – таки в тех же новостях в основном.  На таком популярном форуме как Центр тяжести существует даже специальная ветка о вас, ее название, кстати, еще несколько дней назад было:  «Говорим КТК — подразумеваем чернуха. Говорим чернуха — подразумеваем КТК».  (http://bb.ct.com.kz/index.php?showtopic=30260 или http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=30260). Обозначите ли это своим стилем? Или это предложение на спрос?

Начнём с того, что тема на ЦТ под таким названием была создана в 2004 году. Это раз. Во вторых, мы не обозначаем своим стилем «чернуху», а пытаемся по мере сил делать правдивый и рейтинговый информационный продукт. Главное, как мне кажется, чётко понимать своё место на рынке. Согласитесь, у нас хватает каналов, которые рассказывают об успехах страны. Иногда даже в 2 часа ночи включишь, а там про успехи говорят. Согласен, бывает перебор с негативной информацией в тех же новостях. Но, простите, это картина дня. Мы показываем и героев, и счастливые моменты. Но если это действительно герои, как пацаны из Семея, которые спасли  утопающих, если это действительно человеческое счастье, как история семьи, в которой родилось сразу 4 девочки-близняшки. Оба сюжета прошли в новостях на прошлой неделе, оба что называется «зацепили». А показывать говорящие головы – для этого есть другие кнопки.

— Кого вы считаете вашими основными конкурентами? И вообще насколько сейчас обострилась конкуренция на рынке СМИ в погоне за высокими показателями?

На сегодня основной наш конкурент – кабельное телевидение. В частности, российские каналы. К примеру, рейтинг авторской программы «Портрет недели» неоднократно превосходил рейтинги лучших российских программ – как новостных, так и развлекательных. Если говорить о конкуренции покупного контента, то здесь наша политика такова, мы предоставляем нашему зрителю возможность и право видеть лучшее из того, что производит мировая телевизионная и киноиндустрия. Многие из фильмов и сериалов казахстанский зритель может увидеть либо только на КТК, либо впервые на КТК вообще. То есть фильмы и сериалы, которые мы показываем казахстанцам раньше, чем они выходят на ТВ в стране производства.

Конкуренция стала более жесткой, чем несколько лет назад. Если говорить о близком конкурентном окружении, то это участники четверки лидеров «Первый Канал «Евразия», «НТК» и «31/СТС». Это по доле рынка. Если же говорить про сам контент, то, скорее мы уникальны – мы единственные из перечисленных каналов не зависим от российского продукта, производимого на «Первом канале», «СТС» и «ТНТ», а так же при этом имеем огромную долю местного производства.

— Почему люди уходят в кабель? Чем интересны «иностранные программы, которые давят на казахстанские программы!»?

Вопрос языковой политики, после ужесточения закона в плане вещания по 3 часа в 6 часовом коридоре наблюдался резкий отток аудитории в кабель (примерно от 5-6% до 9-10%). Кроме того,  качество вещания – подключаются из-за качества, а получая большое количество каналов и соответственно имея больший выбор, люди, порой остаются на другом, более качественном контенте.

Люди уходят в кабель большей частью на фильмовые каналы, чаще российские. Что касается российских телевизионных программ, в которые вложены колоссальные средства, в десятки, а то и в сотни раз превышающие бюджеты наших программ, то российские передачи гораздо качественнее. Прямое же сравнение казахстанских и российских программ некорректно по причине огромной разницы в материальных затратах. При этом в соотношении затрат и рейтинга, программы КТК не только составляют конкуренцию с российскими, но и превосходят их в отдельных случаях.

— Как поменялась программная политика телеканала за последнее время?

Передачи КТК являются рейтинговыми, потому что они актуальны, они отражают социальные процессы, происходящие в обществе, и поэтому программная политика меняется сообразно тому, что происходит в стране. В середине 90-ых годов, когда были задержки зарплат и пенсий, никто бы не показывал, как в Таиланде стреляют и свергают Премьер-министра. Теперь, когда страна достигла внушительных экономических успехов за короткий исторический срок и граждане могут себе позволить тысячами отдыхать в Таиланде, Турции, Египте, Кыргызстане,  мы показываем, что происходит в этих странах, т.к. это напрямую касается граждан нашей страны.

— А что с рекламной политикой? Ведь доход от рекламы, это основная часть бюджета КТК.  Стала ли она более жесткой? Или может быть вы стали более «жестче» и дороже,  в связи с высокими рейтингами?

 Рекламная политика, как с точки зрения продаж, так и с точки зрения стоимости, многие годы у нас остается в одном и том же ключе, не меняя вектор и отражает лишь только ежегодную медиа-инфляцию всего рынка. Высокие рейтинги, с нашей точки зрения, это не повод менять свою политику в общении с партнерами (нашими рекламодателями). Мы все эти годы общались в деловом ключе и считали их не только нашими клиентами, но и партнерами с которыми работаем на одном рынке, всегда с удовольствием воплощая различные спецпроекты рекламодателей в эфире нашего канала, в случае соответствия таковых нашей общей программной политике. Цена, как  основа доходности, на наши услуги, зависит не от уровня рейтинга, а от объема таковых. Естественно предполагать, что ввиду роста общего объема рейтингов, их ликвидность, как по причине устойчивости на рынке, так и исходя из инвентаря канала, находится на достаточно высоком уровне, но нельзя назвать причиной соответствующего уровня доходности удорожание стоимости одного пункта.

Доходы от рекламы, размещенной на канале, действительно являются одной из основных частей бюджета телеканала, но это, ни для кого не секрет — это не нонсенс, это общемировая практика коммерческого телевидения. Такие телеканалы существуют за счет рекламы, на эти же деньги приобретается качественный продукт, благодаря которому опять же собирается определенный доход от рекламы. Это так. Но, это слишком просто для развития телевидения, которое стремится быть узнаваемым и лидирующим на рынке. Необходимо развиваться и в направлении производства — это и перспективно, с нашей точки зрения, и в плане доходов в будущем, и необходимо с точки зрения интереса для локальной аудитории рынка, на котором ты работаешь. Стратегически же, это интересно и в более широком географическом охвате, и в плане доходов, и в плане выхода телеканала на новые рынки. Хотя пока, это, скорее, имиджевое направление, но уже и не убыточное, как показал наш неоднократный опыт (проекты «Массаган», «В субботу вечером» и «Кайрат-Чемпион»). Мы собираемся развивать его и дальше.

— Очень заметным стал рост рейтинга  программ на казахском языке. Что вы планируете делать по развитию каз.вещания? Появятся ли новые телевизионные проекты?

Главное  для нас – создание смотрибельных проектов. Мы попали, как говорится, в яблочко, запустив развлекательное шоу «Массаган». На этой неделе 29 и 30 апреля снимаем уже четвертый сезон. На записи телеверсии – аншлаг, это говорит само за себя:  зрителям и в зале, и у экранов телевизоров есть, над чем посмеяться. Может быть, Вы и не поверите, но наши звезды  — состоявшиеся солидные люди, которые и так на виду,  записываются в очередь, чтобы попасть на проект «Журекжарды». «История жизни при жизни, а не после», — шутят герои программы, — «это редкость на отечественном телевидении». Вот и рвутся рассказать правду о себе, развеять домыслы, ну и пропиарится, как говорится. Уверенно удерживает зрительский интерес программа «Кейпкер» — программа о людях, которые выделяются из толпы – невероятной судьбой, уникальной профессией или необычным увлечением.  Нам есть что рассказать и  показать. Планы —   грандиозные.

— Чего на ваш взгляд не хватает отечественному телевидению?

Поддержки со стороны государства. По сути, мы занимаемся информационным импортозамещением, то есть стараемся решить проблему информационной безопасности, которая не менее важна той же продуктовой безопасности. Государство должно субсидировать большие телепроекты не только на госканалах, особенно это касается программ на казахском языке

И еще не хватает продюсеров. Не путать со спонсорами, хотя и последних тоже не хватает. Творческие амбиции можно и нужно реализовывать умело и расчетливо, не побоюсь этого слова. Гениальных идей у телевизионщиков – пруд пруди, а вот способностями их воплотить — обладают единицы, и дело тут не только в деньгах.  Хотя, чего лукавить, высокий бюджет – уже половина успеха.

— Что мы увидим на КТК в самом ближайшем будущем?

КТК продолжит радовать своего зрителя премьерами. С 13 апреля мы начали показ одного из уникальных многосерийных фильмов «НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ», снятого кинокомпанией SONY по формату мега успешного латиноамериканского телесериала «Дурнушка Бетти». Продолжится показ на нашем канале и турецких сериалов – с 6 мая наших зрителей ждет премьера роскошной мелодрамы «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ». Будут и новинки мирового кино – мы активно работаем с такими гигантами киноиндустрии как DISNEY, NBC-UNIVERSAL, SONY PICTURES. Начиная с лета этого года в эфире канала появится множество юмористических и концертных программ российского и отечественного производства. И это только в самое ближайшее время.

Камила Жусупова

Перевод
Facebook
Instagram