ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ОЮЛ «НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИА АССОЦИАЦИЯ»
Город Алматы, 22 мая 2025 года
Используемые в тексте Заключения понятия:
НМА – ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация»
ЭС – Экспертный совет НМА
ТНС, Kantar, «K-Research Central Asia» – Измеритель
УИ – Установочное исследование
В работе ЭС (посредством дистанционного участия) принимали участие председатель НМА и эксперты:
- Кемелбек Ойшыбаев
- Зарина Баянова
- Денис Альховский
- Вячеслав Федореев
- Денис Филенков
- Ольга Круглун
- Сабина Сундетова
Приглашенные участники встречи ЭС:
Татьяна Старцева, «K-Research Central Asia»
Александр Емельянов, «K-Research Central Asia»
Элина Фу-Чай-Чи, «Sport Plus Qazaqstan»
Констатируется наличие кворума ЭС в количестве 5 человек.
ПОВЕСТКА дня:
- Разъяснение методики расчёта гибридно-мультифакторной (ГМ) модели распределения стоимости подписки проекта «TVIndex» между участниками рынка для представителей телеканала «Sport Plus Qazaqstan».
- Рассмотрение результатов установочного исследования (УИ) 2025 проведенного в малых городах и селах Республики Казахстан в рамках проекта «TV Index 100 000 –».
- Определение корректных наименований телеканалов для отображения в базе данных проекта «TVIndex».
- Рассмотрение обращения ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS» с запросом на пересмотр категории телеканала в рамках ГМ модели, в частности, перенос канала с категории «Каналы необязательные к распространению» в категорию «Тематические каналы с ограниченным рекламным потенциалом».
ОБСУЖДЕНИЕ:
- Денис Альховский представил подробное описание принципов функционирования и эволюции ГМ модели, включая обоснование текущей версии и ключевые факторы, влияющие на расчет стоимости подписки. Были даны разъяснения на вопросы представителя телеканала «Sport Plus Qazaqstan» — Элины Фу-Чай-Чи. Запрос признан удовлетворенным.
- Александр представил результаты УИ 2025 проведенного в рамках проекта «TV Index 100 000 –». Он отметил, что общая информация о населении представлена по данным Бюро национальной статистики АСПИР РК по состоянию на октябрь 2024 года. Несмотря на наличие более актуальных данных за 2025 год, данный период берется за основу в целях обеспечения корректной сопоставимости с результатами предыдущего установочного исследования по проекту «TV Index 100 000 +», проведенного в 2024 году.
По результатам обсуждения были вынесены следующие вопросы и предложения:
— Слайды №3, 11 и 13 – доля этнических казахов имеет разное значение (72,7%, 70,3% и 70,6% соответственно). Александр в свою очередь объяснил, что на 3-ем слайде показатели представлены на генеральную совокупность населения в возрасте 6+ лет, тогда как на слайдах 11 и 13 по УИ где респонденты опрашиваются от 15 лет и старше, однако между слайдами 11 и 13 разницы быть не должно, поэтому Александр проверит информацию и исправит.
— Необходимо добавить информацию по проценту отказа при использовании методики F2F.
— Слайд 13 – удалить подпись «УИ», поскольку данные заимствованы из официальной статистики.
— Слайд 19 – представить детализацию категории домохозяйств с интернет-подключением по основным операторам.
— Слайд 20 – отразить долю пользователей, использующих Smart TV по назначению, а также указать уровень проникновения широкополосного доступа.
— Слайд 22 – добавить данные по осведомленности о приеме телеканалов по региональным каналам, которые были в анкете.
— Слайд 22 – участники ЭС рекомендуют сформулировать гипотезу по более низкой осведомленности каналов в данной географии при более высоком потреблении эфирного ТВ.
— Слайд 22 – добавить информацию по доверительному интервалу, для понимания насколько критичны данные изменения.
— Слайд 22 – в рамках подготовки табличной формы отчета по Установочному Исследованию 100 000- предоставить информацию о возможности отчетности по приему телеканалов по отдельным областям. Александр отметил, что области с малой выборкой будут объединены в одну общую страту с указанием их состава. Информация будет предоставлена позже.
— Слайд 26 – добавить столбец с расчетными данными по объединенной географии «0+» для охвата и среднего времени просмотра среди населения (комбинация «100 000 +» и «100 000 –»).
— Добавить выводы:
- Основные отличия в структуре д/х между панелями.
- Исторические данные по ТТВ в динамике по географии «100 000 –» (2016-2018 гг.). Сравнение показателя Рейтинг% измеряемых телеканалов «100 000 –», «100 000 +» и «0 +».
Также экспертами было предложено рассмотреть возможность международного опыта расширения географии телеизмерений. Александр запросит и, в случае ее получения, предоставит информацию по другим странам.
Участники ЭС единогласно приняли результаты УИ с учетом всех вышеизложенных комментариев. Однако рекомендации для НС будут сформированы после представлению финальной версии презентации Александром во вторник 27.05.2025.
- По инициативе пользователей базы данных «Instar Analytics» со стороны представителей министерства, был направлен запрос, касающийся корректного отображения наименований телеканалов в БД. Вопрос затрагивает ряд российских телеканалов, открывших вещание в Казахстане под отдельным юридическим лицом. Казахстанские версии транслируют как российский, так и локальный контент, при этом часто сохраняется использование двух названий — оригинального российского и официального казахстанского. В связи с этим возникла необходимость индустриально зафиксировать единый подход к отображению подобных каналов в базе данных.
Александр пояснил, что вопрос имеет преимущественно технический характер и может быть урегулирован в соответствии с решением, принятом участниками индустрии. В свою очередь, Денис Филенков отметил, что для рекламных агентств крайне важно, чтобы наименования телеканалов в базе данных соответствовали тем, которые указываются в прайс-листах, предоставляемых селлерами.
В качестве предложения Денис Альховский озвучил следующую модель: в существующем атрибуте «TV Company» фиксировать текущее (используемое в практике) наименование телеканала, а один из резервных (неиспользуемых) атрибутов переименовать в «Лицензионное название канала», либо иное название, предложенное измерителем, где отражать официальное регистрационное наименование (бренд).
Александр проверит техническую реализуемость и представит ответ на следующем заседании ЭС.
- Участники ЭС рассмотрели обращение ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS» и единогласно признали пакет документов корректным и полным. Основания для отклонения пересмотра категории канала с «Каналы необязательные к распространению» на «Тематические каналы с ограниченным рекламным потенциалом» отсутствуют. Было рекомендовано вынести вопрос на НС и далее на Конференцию.
Однако, учитывая, что в представленном заявителем протоколе заочного внеочередного общего собрания участников ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS» был указан лимит на объем прямой рекламы на телеканале в размере не более 10% от общего эфирного времени, Ольгой был осуществлён расчет фактического объема рекламного контента на основе данных «Instar Analytics». В результате установлено, что доля прямой рекламы составляет от 10% до 10,5% от общего объема вещания. С учетом спонсорских и социальных роликов данный показатель увеличивается примерно до 12%. В связи с выявленным расхождением участники ЭС рекомендуют обратиться к представителям телеканала для уточнения трактовки понятия «прямая реклама», а также критериев, на основании которых тот или иной контент относится к данной категории.
Дополнительно ЭС предложил рассмотреть принятие регламента: подобные запросы о пересмотре параметров, влияющих на расчет стоимости в ГМ модели, должны подаваться исключительно в конце календарного года — для расчета стоимости подписки на последующий период. Такая мера позволит избежать множественных пересчетов и обеспечить стабильность для всех участников индустрии.
Заключение ЭС является легитимным при наличии подписей всех членов ЭС.
ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ ЭС:
Денис Альховский _____________________________
Денис Филенков _____________________________
Вячеслав Федореев _____________________________
Ольга Круглун _____________________________
Сабина Сундетова _____________________________