г. Алматы 18 июня 2025 г.
Время проведения Конференции: 15:00—17:10
Площадка – zoom.
Используемые в тексте Протокола понятия:
НМА – ОЮЛ «Национальная Медиа Ассоциация»
НС – Наблюдательный совет НМА
ЭС – Экспертный совет НМА
В Конференции НМА принимали участие следующие Учредители НМА:
1. ТОО «TV Media Advertising Agency» (ТВ Медиа Адвертайзинг Адженси)
2. ТОО «Видео Интернешнл – Казахстан»
3. ТОО «IM Service» (АйЭм Сервис)
4. ТОО «Media Nova»
5. АО «РТРК «Казахстан»
6. АО «Агентство «Хабар»
7. РГП на ПХВ «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» УДП РК
8. ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS»
9. ТОО «НТК»
10. ТОО «Евразия + ОРТ»
11. ТОО «ТРК «31 канал»
12. АО «КТК»
13. ТОО «MUSAN GROUP»
14. АО «Телеканал ALMATY»
15. ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (Национальный филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Казахстан)
16. ТОО «Телевидение г. Астана»
17. ТОО «Телекомпания ЭРА»
18. ТОО «Dotoku» (Дотоку)
19. ТОО «Okori Kazakhstan» (Окори Казахстан)
20. ТОО «Vostok Media Group»
21.ТОО «Starcom Kazakhstan»
22. ТОО «DASM/MS» (ДАСМ/ЭМ ЭС)
23. ТОО «Sky Central Asia» (Скай Централ Эйша)
24. ТОО «Rating Point» (Рэйтинг Пойнт)
25. ТОО «HAVAS MEDIA KAZAKHSTAN» (ХАВАС МЕДИА КАЗАХСТАН)
26. ТОО «Arena Media Kazakhstan»
27. ТОО «Юниверсал МакКэнн»
28. ТОО «Big Idea Group»
29. ТОО «Инишиатив Медиа Казахстан»
30. ТОО «Lion Com KZ (Лайон Ком КЗ)»
Констатировалось наличие кворума для признания Конференции правомочной в количестве 30 учредителей или 94,375% от общей доли участия, что составляет больше 2/3 голосов Учредителей.
В работе Конференции НМА также принимали участие:
- Руководитель НМА – Ойшыбаев К. – председательство Конференции;
- Исполнительный секретарь НМА – Баянова З. — секретарь Конференции;
- Бухгалтер НМА – Финк Е.;
- Руководитель ЭС — Альховский Д.;
- ТОО «K Reserch Cental Asia» — Емельянов А., Старцева Т.;
- Независимый член НС – Шакирова С..
Руководитель НМА г-н Ойшыбаев К. выступил со вступительным словом и огласил вопросы повестки дня заседания Конференции НМА 18 июня 2025 года:
1. утвердить результаты УИ на проект «ТВ индекс 100 000-» и продолжить реализацию проекта на 3 года;
2. Рассмотрение письма ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS» об изменении категории телеканала с «Каналы необязательные к распространению» на «Тематические с ограниченным рекламным потенциалом»;
3. Рассмотрение предложения рекламного рынка расширения функций НМА;
4. Прочее.
Повестка Конференции утверждена единогласно:
Голосовали:
«ЗА» – 30 голос (94,375% от доли участия)
«ПРОТИВ» – 0 %
Единогласно в количестве 30 (94,375% от доли участия) голосов принято решение об утверждении повестки Конференции.
- Утвердить результаты УИ на проект «ТВ индекс 100 000-» и продолжить реализацию проекта на 3 года.
Слово было передано Емельянову А, который презентовал результаты Установочного исследования по проекту «ТВ Индекс 100 000-», проведенного в период с февраля по апрель 2025года. Генеральная совокупность – все домохозяйства в 17 областях РК (малые города и села) с населением 100 000 человек и менее. В выборке проведено 3035 личных интервью F2F. Также сообщил, что в случае принятия решения продолжать реализовывать проект первые тестовые замеры будут уже в середине октября, график сдвинулся ввиду того, что решение Конференции затянулось до середины июня.
Альховский Д. сообщил, что результаты УИ были рассмотрены на 2-х заседаниях ЭС, по результатам заседаний члены ЭС единогласно пришли к следующим выводам все процедуры при проведении УИ были соблюдены, никаких не логичных отклонений или необъяснимых факторов не было. Касательно оценочных данных в росте телесмотрения на 15-17% являются объективными, рост теоретически возможен. ЭС не выявил каких-либо ограничений или обстоятельств препятствующих дальнейшей реализации проекта, в связи с чем, рекомендовал вынести на рассмотрение Конференции результаты УИ, а также рекомендовали продолжить реализацию проекта и ждать первых результатов.
Баяновой З., представила предварительные расчеты стоимости проекта «ТВ Индекс 100 000-», а также базы данных «ТВ Индекс 100 000+» на 2026 и 2027 года, с разбивкой стоимости для каждой группы участников, а именно для телеканалов, сейлсхаусов и рекламных агентств, а также в представленном расчете были указаны предварительные суммы вкладов заявленные Министерством культуры и информации РК на развитие проекта «ТВ Индекс 100 000-». Пояснила, что сумма денег заявленная от Министерства в качестве поддержки развития панели была отнята от общей суммы бюджета, и уже остаток бюджета был распределен среди участников рынка в процентном соотношении рекламные агентства 30%, сейлсхаусы и телеканалы 70%, при этом, между сейлсхаусами и телеканалами идет разделение 20% на 80% как установлено в Учредительном договоре. По предварительным расчетам бюджет НМА в настоящее время находится в недостатке, ввиду того, что 4 телеканала с начала года имеют кредиторскую задолженность перед НМА за использование панели, с данными участниками ведется судебная и досудебная работа, по итогам решений судов, в рамках исполнительного производства будут предприняты меры по возврату неуплаченных средств. В связи с чем, НМА из своих резервов бюджета не может взять на себя обязательства по покрытию расходов на реализацию проекта.
Ойшыбаев К. пояснил, что вчера на заседании НС и ранее когда собирались телеканалы, были озвучены позиции, что коммерческие телеканалы не представлены в населенных пунктах с населением менее 100 000. При этом, в соответствии с официальным ответом Министерства культуры и информации РК на запрос НМА, направленного в октябре прошлого года, показывает, что распространенность IP TV и ОТТ платформ достаточно широкое, а именно около в 180 районных центрах Казахстана они есть. Данные показатели свидетельствуют тому, что в районных центрах частные телеканалы представлены, в независимости от того, что они не представлены в первом мультиплексе ЦЭТВ. Также призвал всех участников Конференции поддержать реализацию проекта, и что Конференция в любой момент может вернуться к данному вопросу в случае, если возник вопросы по его дальнейшей реализации.
Участники Конференции обсудили представленную информацию, задали к выступающим интересующие их вопросы.
В рамках обсуждения Сахария К уточнил дополнительный вопрос, что срок договора с ТОО «K Reserch Cental Asia» на БД «ТВ индекс 100 000+» в текущем году заканчивается, и выбор поставщика должен проходить на тендерной основе. При этом, проголосовав сейчас за реализации проекта, автоматически поставщиком ТВ измерения еще на 2 года становится ТОО «K Reserch Cental Asia». В связи с чем, предложил комплексно рассмотреть данный вопрос.
Ойшыбаев К. пояснил, что опыт 2022 года показал, что проведение тендера привело к увеличению цены, в силу разных причин. Понимая текущую ситуацию и осознавая, что к концу 2025 года НМА не успеет провести тендер на выбор измерителя, в связи с чем, предлагает продлить договор с ТОО «K Reserch Cental Asia» на измерение населенных пунктов свыше 100 000 населения практически на тех же условиях какие есть сейчас, при этом, начать процедуру подготовки к тендеру в период с 2026 по 2027 годы.
Мурадян Р. уточнил для развертывания панели не требуется ли длительный срок, а также новые поставщики не вменяли ли все свои затраты на НМА для развертывание панели? Не приведет ли внедрение нового поставщика к увеличению затрат со стороны участников рынка, на содержание двух поставщиков одновременно?
Ойшыбаев К. сообщил, что действительно развертывание новой панели приведет для участников рынка к 2 затратам. В связи с чем, предложил подойти к вопросу проведения тендера не спеша, начать в 2026 году и завершить его в 2027 году.
По результатам обсуждения дополнительного вопроса участниками Конференции принято решение закрепить в протоколе его обсуждение без вынесения сегодня на голосование.
Также по результатам обсуждения ряд участников Конференции предложили при обсуждении и утверждении бюджета в конце года обсудить процесс реализации проекта.
Ойшыбаев К. с учетом сказанных мнений и обсуждений предложил вынести на голосование принять результаты УИ на проект «ТВ индекс 100 000-» и продолжить реализацию проекта на 3 года. (Решение по данному вопросу принимается большинством голосов).
Голосовали:
За –18 (67,39%)
Против — 4 (8,735%)
Воздержался — 8 (18,25%)
Большинство в количестве 18 голосов (67,39% от доли участия) Конференция приняло решение утвердить результаты УИ на проект «ТВ индекс 100 000-» и продолжить реализацию проекта на 3 года.
- Рассмотрение письма ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS» об изменении категории телеканала с «Каналы необязательные к распространению» на «Тематические с ограниченным рекламным потенциалом».
Ойшыбаев К. по данному вопросу передал Сахария К..
Сахария К. сообщил, что обращается к индустрии сообщая, что телеканал «ATAMEKEN BUSINESS» относится к категории деловых каналов, без развлекательного контента, в связи с чем, просит перевести в ту же нишу телеканалов где находится 24KZ, поскольку эти 2 канала схожи по тематической направленности. Ранее на заседаниях НС был рассмотрен данный вопрос, по результатам обсуждения были запрошены перечень документов. В настоящее время весь пакет документов собран и представлен на рассмотрение Конференции, в связи с чем, просит поддержать перевод телеканала с категории «Каналы необязательные к рассмотрению» на «Тематические с ограниченным рекламным потенциалом». Основная причина данного запроса это большой бюджет в размере 33 млн тг для телеканала, что является повышением практически в два раза.
Альховский Д. сообщил, что с позиции ЭС единогласно признали представленный пакет документов корректный и полный, оснований для отклонения в пересмотре категории отсутствуют, поэтому был рекомендовал вынесению на рассмотрение НС и далее Конференции. Ранее было несколько вопросов касательно объемов рекламы, но они были урегулированы в рамках заседания НС. Далее ЭС выступил с отдельным мнением предложил рассмотреть принять регламент где подобные запросы о пересмотре параметров, влияющих на пересмотр стоимости в гибридно-мультифакторной панели системе расчета, должны подаваться исключительно в конце года для расчета стоимости подписки на последующий период. Такая мера позволит избежать множества пересчетов и обеспечит стабильность для всех участников индустрии. В связи с чем, рекомендует произвести данный расчет в конце 2025 года.
Баянова З. сообщила, что просит поддержать предложения ЭС в части, что вынесение вопросов от телеканалов о пересмотра стоимости работы в панели в связи с ограничениями размещения рекламных блоков рассматривать в конце года. Поскольку изменение расчетов годового бюджета НМА в течение года это очень тяжело сказывается на всех остальных участниках рынка, поскольку бюджеты у всех уже утверждены и договора подписаны. У НМА есть договорные отношения с участниками рынка в рамках гражданско-правовых взаимоотношениях, при этом, есть обязательства взятые в соответствии с законодательством РК о государственных закупках и заключены договора на портале госзакупок. На портале госзакупок участники не имеют права перезаключать договора ввиду законодательных ограничений. Соответственно телеканалы не смогут заключить в настоящее время дополнительные соглашения на увеличение стоимости договоров. Также в случае если сегодня будет принято решение о пересмотре стоимости для одного участника рынка, завтра с аналогичным запросом обратится и другой телеканал, сообщающий, что не размещает рекламу в настоящее время. В связи с чем, просит участников Конференции подойти более тщательно к рассмотрению данного вопроса. Также сообщила, об историческом факте, что в прошлом году при переходе телеканала «ATAMEKEN BUSINESS» из категории «необязательных телеканалов» в «перечень обязательных» стоимость контракта не изменилась и до конца года данный телеканал оплачивал по старой цене, а индустрия покрывала текущие расходы как и были зафиксированы в начале года. Соответственно для телеканала «ATAMEKEN BUSINESS» была скидка.
Сахария К. не согласился с высказанной позицией Баяновой З. и сообщил, что все телеканалы согласны с представленной позицией телеканала «ATAMEKEN BUSINESS», что он является нищевым каналом с ограниченным рекламным потенциалом. В связи с чем, предложил выслушать позиции всех участников.
Мурадян Р. согласился с представленной позицией Баяновой З. и сообщил, что действительно на момент декабря 2024 года у телеканала было очевидное подтверждение того, что является нищевым телеканалом, но не было подтверждения того, что имеет ограниченный рекламный потенциал, а именно два критерия являются основанием для включения в категорию «Тематические с ограниченным рекламным потенциалом» и в отсутствии одного из этих документов у телеканала не было оснований попасть в данную категорию. Также по его словам справедливо отмечено, что в прошлом году когда телеканалы НТК и ATAMEKEN BUSINESS вошли в перечень обязательных телеканалов, НТК сразу начал платить полную стоимость базой данных без каких-либо отсрочек или запросов на снижение стоимости, телеканалу ATAMEKEN BUSINESS все участники пошли на встречу и за свой счет сделали скидку. В этом году телеканал не смог получить свою скидку, потому что в конце 2024 года не смог представить нужный пакет документов. На текущий момент пакет документов есть, это справедливо отмечает ЭС и Исполнительный секретарь изменение категории телеканала повлечет большое количество изменений для НМА и всех участников рынка, т.к. бюджет уже сверстан и телеканалам изменить стоимость контрактов в сторону увеличения проблематично и затруднительно. В связи с чем, поддерживает предложение ЭС и Исполнительного секретаря внести данные изменения в действие с 2024 года. Также уточнил за данный вопрос голосуют только телеканалы?
Баянова З. сообщила, что в Уставе нет еще такого закрепления, что телеканалы голосуют только за свои вопросы, а рекламные агентства за свои. При этом, есть право выбора на текущий момент «за», «против» и «воздержался».
Мурадян Р сообщил, что будет не правильно если телеканалы будут голосовать за вопросы, затрагивающие интересы рекламных агентств и сейлсхаусов, также не правильно, если рекламные агентства и сейлсхаусы будут голосовать за вопросы телеканалов.
Баянова З. сообщила, что внесение изменений в Устав утверждается Конференцией, мы готовы разработать пакет поправок в Устав НМА по изменению процедурных процессуальных вопросов принятия решений в НМА, а также сразу рассмотреть нормы по развитию. Поэтому у нас есть предложение созвать общую конференцию участников НМА в оффлайн формате и обсудить сразу комплексно все индустриальные вопросы по развитию НМА, после чего они внесутся на утверждение.
Мурадян Р. предложил отложить рассмотрение данного вопроса, в связи с тем, что необходимо сначала утвердить процедурные вопросы принятия решения, а потом принимать решения. В связи с чем, предложено на следующее заседание Конференции вынести вопрос по утверждению изменений в Устав НМА.
Все участники Конференции приняли решение, что на этом заседании по данному вопросу принимают решения только представители телеканалов, а остальные выберут позицию «Воздержался».
Ойшыбаев К. с учетом сказанных мнений предложил вынести на голосование изменить категорию телеканала ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS» с «Каналы необязательные к распространению» на «Тематические с ограниченным рекламным потенциалом»:
1 вариант — с 1 июля 2025года;
2 вариант — с 1 января 2026 года.
(Решение по данному вопросу принимается простым большинством голосов.)
Голосовали:
1 вариант- 2 (6,22%);
2 вариант- 9 (40,45%);
Воздержался – 19 (47,705%).
Большинством голосов в количестве 9 голосов (40,45% от доли участия) принято решение с 1 января 2026 года изменить категорию телеканала ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS» с «Каналы необязательные к распространению» на «Тематические с ограниченным рекламным потенциалом».
3. Рассмотрение предложения рекламного рынка расширения функций НМА.
Слово было представлено Баяновой З, которая сообщила, что 5 июня на Конференции ЦАРА прошел круглый стол, в рамках которого был обсужден вопрос внедрения единого измерителя наружной рекламы. В связи с тем, что НМА является индустриальным комитетом в отрасли СМИ и имеет опыт работы в данном направлении было предложено рассмотреть вопрос создания индустриального комитета наружной рекламы на базе НМА. Поскольку это вопрос затрагивает уставных целей НМА он ранее был вынесен на рассмотрение на заседание НС, сегодня на заседание Конференции учредителей НМА для принятия решения.
После слово было передано Марову Д. пояснил данный вопрос уже давно обсуждается в отрасли. В настоящее время в Казахстане есть как минимум 3 компании, которые проводят замеры, и планируют в аукционной форме продавать свой инвентарь. Как только сформировался спрос, соответственно образовалось предложение. В мире существует 3 кейса: 1 это когда существует верифицированный измеритель (США, Китай, Британия); 2 есть измеритель, но он не верифицирован, но рынком принят; 3 есть сколько хотят, столько есть измерителей и участники рынка каким хотят тем и пользуются. Есть статистика, которая показывает, что на тех рынках где есть верифицированный измеритель динамика роста денег в наружной рекламе она намного выше, чем во всех остальных рынках. Данное предложение не несет угрозы сокращение телевизионного рекламного бюджета. В связи с чем, предлагает на базе НМА решить вопросы в наружной рекламе. Почему выбирается НМА, потому что НМА это национальный верифицированный измеритель, который дает исследования для участников рынка. Есть проблема, что в настоящее время в состав НМА не входят представители наружной рекламы, но и денег у них меньше, соответственно большой вопрос кто и сколько сможет за это платить. В связи с чем, есть очень много организационных вопросов по рассмотрению. На круглом столе было принято решение, что создаться рабочая группа, которая будет проводить отбор систематизацию и категоризацию всех существующих исследований, для составления ТЗ, а в последующем провести конкурс. Все эти вопросы нуждаются в обсуждении и решении.
Ойшыбаев К. сообщил, что вчера на заседании НС этот вопрос был обсужден и индустрии есть понимание. Поскольку данный вопрос глобальный предлагаем отправить его на доработку, создав рабочую группу из представителей ЭС НМА и ЦАРА для принятия окончательного решения по данному вопросу. После обсуждения рабочая группа должна будет представить свое предложение. Общий срок предлагаю определить 2 месяца.
Участники Конференции поддержали данное предложение, ряд представителей выразил желание войти в состав данной рабочей группы.
Ойшыбаев К. с учетом высказанных мнений предложил, вынесли на голосование вопрос о создании рабочей группы куда включить представителей ЭС НМА и представителей ЦАРА и через 2 месяца вынести на рассмотрение Конференции (Решение по данному вопросу принимается большинством голосов.).
Голосовали:
За – 27 (81,935%)
Против- 0
Воздержался-3 (12,44%)
Большинством голосов в количестве 27 голосов (81,935% от доли участия) принято решение создать рабочую группу куда включить представителей ЭС НМА и представителей ЦАРА и через 2 месяца вынести на рассмотрение Конференции.
Ойшыбаев К. по итогам заседания сообщил, что Баянова З. в своем выступлении ранее уже сказала, что есть предложение провести в оффлайн формате встречу учредителей НМА, где будет обсуждены стратегия развития и все ключевые вопросы индустрии, поэтому предлагается в августе или сентябре всем желающим собраться в г. Алматы. Точная дата и место проведение будет сообщено позже.
Проведение Конференция завершено 18 июня 2025 года в 17 часов 15 минут.
Примечание: В соответствии с учредительными документами ОЮЛ НМА, участники НМА имеют различный процент голосов в зависимости от принадлежности к той или иной группе (телеканалы, сейлс-хаусы, рекламные агентства). Из чего следует, что расчет голосов ведется по принципу один голос равен проценту, имеющий данный учредитель согласно учредительному договору НМА.
Руководитель
Национальной медиа ассоциации ____________________ К. Ойшыбаев
Секретарь Конференции _____________________ З. Баянова
Протокол составлен 18 июня 2025 года.