Автор Михаил Дубровский
Рынок платного телевидения Казахстана — один из крупнейших на постсоветской территории. По объему, конечно, не Россия и не Украина, но и не жук начхал на скатерть. Реестр телеканалов, зарегистрированный в Министерстве культуры на начало декабря 2013 года содержал 206 каналов. Как-никак население — больше 17 миллионов человек (на 01.01.2014 г.), причем эфирное ТВ, по данным 2010 года, смотрело из них 15%, и с тех пор ситуация мало изменилась. Король телеэкранов Казахстана — старый добрый кабель, которому отдают предпочтение около половины всех телезрителей, а в городах этот показатель доходит до 80%, ибо «тарелка» считается, в основном, решением для относительно пустынных мест и маленьких поселков, куда нет смысла тащить кабельные щупальца.
Кабель рулит
давно и уверенно, и представлен примерно 80 операторами, при этом рынок держится на трех крупнейших «китах»: компаниях Alma TV, Digital TV и Alacast (последний на самом деле трудно отнести к «китам» — это самый маленький оператор из тройки, но самый активный — и в «киты» мы его записали за эту самую активность). В настоящее время «Казахтелеком» обслуживает 2 сети: аналоговую под брендом Digital TV и IPTV-сеть — iDTV. Еще год назад Digital TV (кабельное подразделение холдинга Alem Communications) считался вторым по величине игроком рынка с абонентской базой… А вот тут начинаются очень интересные разночтения. С них упомянутое в заголовке «каналотрясение» и началось, хотя поначалу катаклизма ничего не предвещало. Все происходившее нам в дальнейшем в красках описали представители каналов, транслирующихся в сетях кабельных операторов, и их дистрибуторов в Казахстане, пока предпочитающих хранить инкогнито — они до сих пор надеются договориться с операторами по-хорошему и не допустить обвала рынка и пустых экранов у телезрителей.
2×2 = сколько хочешь
— типичная картина при продаже телекоммуникационного актива. Иначе на профессиональном сленге она называется «обеление абонентской базы». Digital TV, вступивший в прошлом году в переговоры с «Казахтелекомом», до этого оценивал себя относительно скромно, показывая телеканалам суммарную абонентскую базу от 40 до 100 тысяч домохозяйств. А начав переговоры, обнаружил у себя вдвое больше пользователей — порядка 200 тысяч. Привычный к подобным математическим фокусам рынок немного пошумел, да и забыл бы историю навсегда, если бы не случилось ее продолжение. На фоне 200 тысяч у прямого конкурента безусловный лидер рынка, компания Alma TV, ранее привычно отчитываясь за базу с превышением всего на 50—150 тысяч, выложило на стол новую карту — 560 тысяч. Один за другим в одночасье «прозревшие» операторы платного телевидения Казахстана хором начали объявлять миру о новых рубежах, достигнутых ими в борьбе за абонента. Например, Icon TV, ранее не добиравший и 20 тыс.абонентов, получает доходы от 60 тысяч абонентов (компания «Азияселл» закупала в 2013 году контент права для Digital TV).
Как уверяют телеканалы, совпадение совсем не случайно. Один из их представителей рассказал, что еще летом ситуация с продажей Digital TV привела к встрече крупнейших операторов Казахстана, на которой они достигли сначала устной (а потом, говорят, и письменной) договоренности о создании виртуальной ассоциации, все члены которой выступают единым фронтом, объявляя каналам цифры иного порядка. В итоге чуть ли не одномоментно абонентская база членов этого союза стала больше раза в три-четыре — его руководители говорили о суммарных 2 миллионах экранов. И разговоры эти велись не впустую, не ради чистоты статистики: за вчетверо большее число абонентов на стартовавших тем же летом и в начале осени переговорах с каналами о ценах на следующий 2014 год входящие в эту ассоциацию операторы готовы были платить ровно столько же, сколько до пересчета. Ну, в крайнем случае, немного больше, но и то, не сейчас, а потом, когда-нибудь, в светлом будущем. А близящаяся пролонгация договоров на следующий год, по солидарному мнению лидеров, должна пройти на условиях года уходящего, если не меньше, ведь по логике операторов телеканалы «на ровном месте» получили ценный новогодний подарок — увеличившуюся абонентскую базу.
Правда, каналы считают по-другому: облагодетельствовали их не подарком, а ультиматумом. По мнению каналов, «обеление» рынка — это хорошо, но не за их счет. Поскольку предложенная операторами схема предполагает автоматическое снижение CPS (от англ. Cost-per-Sale — лицензионный платеж за одного абонента) в те несколько раз, во сколько «выросли» абонентские базы операторов.
Каналы удалились на совещание
Надо признать, что некоторые причины добиваться пересмотра цен в лучшую для них сторону у операторов все же имеются. Но только некоторые. По мнению вице-президента казахстанской Национальной ассоциации телевещателей (НАТ) Александра Ягодинцева, ценовые проблемы в Казахстане существуют только с двумя группами каналов, распространяющихся с помощью эксклюзивного дистрибутора, диктующего рынку свои, не обсуждаемые, цены: не хочешь — не ешь. Это «Евразия Медиа Дистребьюшен», владеющая правами на пакет каналов ВГТРК и «КазЦентр ТВ» — представитель «Первого канала» в Казахстане. Так, по словам А. Ягодинцева, этот дистрибутор настаивает при оплате услуг «Первого» на фантастической цифре — до 50 центов за абонента.
Что же касается других каналов, что российских, что зарубежных, включая Discovery и Animal Planet, то цена на них в Казахстане исстари формируется вполне рыночная: наличие у каждого двух-трех дистрибуторов позволяет операторам маневрировать и добиваться приемлемой стоимости, устраивающей всех: канал, оператора, зрителя. Ультиматум же, заметим, был выставлен всему рынку — без разбора «заслуг» каждого канала и его ценовой политики. В кулуарах поговаривали о том, что цель инициативы — единая цена в 0,02 цента за абонента для любого канала.
Расчет в подобных случаях (и это мы знаем, в частности, по России) простой — расколоть рынок, найти слабое звено, заключить кабальные контракты с несколькими штрейкбрехерами, а остальным выкручивать руки до победного конца. Почти невероятно, но ничего подобного в Казахстане не случилось.
Телеканалы выступили и выступают до сих пор единым фронтом, не уступая и не сдаваясь. Демарш компании Viasat, с 1 августа 2013 года расторгнувшей контракт с Digital TV всех своих восьми представленных в Казахстане каналов, — из этого ряда, он был поддержан многими вещателями. «Штрейкбрехер» пока обнаружился только один — представитель группы французских телеканалов, в итоге этого шага даже расширивший свое присутствие на казахстанском рынке, отдав, например, права на HD-контент по цене в 1 цент с абонента. Но для большинства правообладателей проблема пока не решена — все участники замерли и выжидают, у кого первого сдадут нервы.
Война стала холодной
Сегодня она больше напоминает не военные действия, а ситуацию, часто складывающуюся у велосипедистов в гонках на треке. Называется сюрпляс — когда спортсмены застывают, не двигаясь ни на сантиметр, и ждут движения соперника, чтобы атаковать с удобной позиции, из-за спины. Как уверяет один из крупных дистрибуторов, по положению дел на 17 декабря контракты на следующий год у каналов с операторами не пролонгированы, а когда будут — бог знает. Каждый из участников сюрпляса в Казахстане ждет, когда у оппонентов не выдержат нервы.
Итак, «большое каналотрясение» в Казахстане продолжается. Еще несколько недель — и вполне может случиться так, что в январе-феврале подавляющая часть телеканалов у большинства казахстанских телезрителей просто исчезнет с экранов…
P.S. На сегодняшний момент редакции стали известны следующие факты:
«КазЦентр ТВ», представитель «Первого канала» в Казахстане, не договорившись с Digital-TV о стоимости прав на очередной год, расторг договор с 01.01.2014 г.
31-го декабря в сетях Digital-TV были выключены Первый и другие каналы «Цифрового Телесемейства», что повлекло отток свыше 25% абонентской базы в первые же рабочие дни января 2014 г.
Нарушение условий договора с абонентом Digital-TV (сроки информирования об изменении состава пакета телеканалов за 10 календарных дней) может привести к судебным разбирательствам абонентов с оператором — нынешним владельцем сетей — АО «Казахтелеком».
06.01.2014г. АО «Казахтелеком» из опасения растерять оставшихся абонентов Digital-TV все-таки подписал новый договор с «КазЦентр ТВ» и возобновил вещание Первого канала, но отток абонентов из Digital-TV продолжается…
Источник: Internews.kz