Интерньюс Казахстан провел опросы в социальных сетях «Мой мир», «ВКонтакте» и на официальном сайте организации. Всего в голосовании приняли участие 92 человека.
Среди новинок телевидения в этом году зрителями и профессионалами были отмечены: новый формат информационной программы 31 канала «Информбюро», запуск сериала «Город мечты» на канале Астана, ребрендинг телеканала «Рахат» под маркой СТВ, шоу «Екi жулдыз» на канале Казахстан и запуск 7 канала. Правда, часть пользователей, отмечала, что новый формат Информбюро, сериал «Город мечты» и запуск 7 канала, можно отнести, как к прорывам, так и к провалам. Шоу «Екi жулдыз», собирая в ходе опроса только положительные отзывы, было раскритиковано зрителями за финальный выпуск.
Кроме этих программ, пользователи называли в качестве открытий года — программу «М@триЦА» (Интерньюс), «Позитив-шоу» (Астана), «Семейный бюджет» (Тан).
Участники опроса отметили две новинки печатной прессы: первый казахстанский журнал папарацци «GO!GO! Magazine» и газету «Фокус» с порталом vesti.kz.
Но больше всего пользователей считают, что прорывом года, стало общее состояние отрасли, которой удается развиваться, несмотря на кризис.
Пользователи выделили пять событий года, которые можно назвать медиа-провалами. Два из них связаны с новым законодательством Казахстана: Законом о частной жизни и Законом об Интернете, который, по мнению опрошенных, самый серьезный медиа-провал года. Среди минусов, которые могут оказать негативное влияние на развитие всей отрасли были так же названы, осуждение редактора Рамазана Есергепова и закрытие карагандинского телеканала АРТ, которые пользователи назвали «щелчком по носу всем казахстанским СМИ». 27% опрошенных отметили, что медиа-провалом можно считать сокращение кадров и закрытие медиа-проектов.
Медиа-эксперты, которых Интерньюс попросил прокомментировать медиа-итоги годы, настроены более пессимистично, чем зрители.
Ержан Сулейменов, руководитель общественного фонда «Институт медиа стандартов»:
Из медиа-провалов года хочется отметить принятие нескольких законов — Закона о неприкосновенности частной жизни, который ставит под угрозу вообще существование информационной журналистики в стране. А также поправки в закон о языке, а именно, введение 50%-ного вещания не внутри 24 часов, а внутри каждых 6 часов, что очень ограничило возможности программирования и практически убило рейтинги в прайм-тайм у многих телеканалов.
Самый большой медиа-провал — это падение рекламного рынка, в связи с чем, каналам, которые работают на самофинансировании, пришлось сократить производство программы, пришлось сократить людей. Это такая небольшая катастрофа. Хотя государственные каналы, я думаю, этот год пережили замечательно.
Из медиа-прорывов мне бы хотелось отметить такую удивительную вещь, как невероятный фантастический рост рейтингов новостных программ КТК «Новости» и «Портрет недели» Это показывает, что казахстанцы чем-то еще интересуются, несмотря на все разочарования от нашего телевидения. Это говорит о том, что у команды КТК достаточно низкий уровень самоцензуры, они позволяют себе больше, чем остальные.
Евгений Грюнберг, редактор, журналист:
Из медиа-провалов самыми значительным, на мой взгляд, было создание и работа партийного холдинга «Нур Медиа», который не мог не оказать на СМИ, вошедшие в него, достаточно серьезные идеологические мутации. В частности, газета «Литер» сильно изменилась в провальную сторону.
Еще одним разочарованием года стало громкое заявление госсекретаря К. Саудабаева о создании трех национальных цифровых телеканалов, которые бы вещали только на казахском языке 24 часа в сутки. И затем — заявление министра культуры и информации Кул Мухаммеда о том, что это теперь ожидается не ранее 2015 года. По крайней мере, в цифровом формате.
И наконец, закрытие карагандинского телеканала «АРТ».
Из медиа-прорывов хочу отметить создание новых медиа, от которых всегда ждешь чего-то действительно нового.
Ну и в разряде комплиментов остается открытие и работа «Седьмого канала», создание портала «Вести.kz», новый формат канала «Рахат», который стал «СТВ». Хочется надеяться, что вместе с формой придет и содержание.
Но главным медиа-прорывом я считаю, что, несмотря на все разнообразие кризиса в наше стране, медиа живы, работают и стараются куда-то двигаться.
Маржан Ельшибаева, Исполнительный директор Интерньюс Казахстан:
«Прорывов» я реально не вижу. Кругом — один «провал». Может быть с проблесками вынужденного оптимизма.
За этот год региональный эфир стал беднее. Финансовый кризис отразился в основном на контенте. Большинство региональных станций вынуждены были сократить свои программы, среди которых ток-шоу, специальные и расширенные репортажи. В эфире многих станций из собственных программ остались только новости и коммерческие программы, приносящие деньги. Чтобы спасти станции, руководство вынуждено было резать бюджеты и писать заявки на гранты. Никаких новых рецептов, к сожалению, придумано не было.
Среди Медиа-провалов — то, что произошло с телеканалом АРТ. Но приятно, что телеканал возродился «Новым телевидением».
Среди вынужденного оптимизма хочется отметить, что ни одна региональная станция не закрылась.
Источник: www.internews.kz