Первая тройка лидеров по итогам измерений доли смотрения осталось такой же, как и в 2008 году (Первый канал «Евразия», КТК, 31/СТС). (см. Таблицу)

Безусловное лидерство сохранил «Первый канал «Евразия». Он является доминирующим каналом, завершившим 2009 год с долей 41.62 и практически не потерявшим зрителей.

Следом за «Первым каналом «Евразия» идут три телеканала, уже который год отрывающиеся от остальных ТВ вещателей. Это КТК, 31 канал и НТК. Правда, в 2009 году 31 канал уступил позиции и пропустил вперед КТК. За ними впритык следует НТК.

В этом году стал очевиден и значительный переток аудитории в кабельные сети. Таким образом, Алма-ТВ в 2008 году имел долю 1.84, а 2009 год эта кабельная сеть закончила с долей 5,77, заняв место сразу за эфирными каналами- лидерами рейтинговой гонки.

А вот самым заметным падением стало перемещение канала «Ел Арна» с 5 места в 2008 году на 7 в 2009. Его потери в доле составили 3 пункта – с 7,27 в 2008 году до 4.34 в 2009. «Ел Арна» из канала, практически догнавшего казахстанских лидеров эфира в прошлом году, в этом году превратился в середнячка. (см. Таблицу)

2008-2009

Потеря аудитории заметна у телеканалов «Хабар» и «Астана», которые по итогам 2009 года поменялись между собой местами в рейтинге каналов. Но от «Хабара» ушла почти половина зрителей.

Из новичков 2009 года в панели измерений лишь телеканалу «Казахстан» удалось набрать значительное количество зрителей. «Казахстан» набрал долю 4.97, заняв 5 место среди эфирных каналов. «Седьмой канал» пока не отвоевал своего зрителя у других каналов. (см. Таблицу)

Комментарий эксперта

Олег Бородулин, заместитель директора по анализу и развитию бизнеса media sales house «TV Media advertising agency»:

Вы указали тройку лидеров рейтинг-листа, но, я думаю, логичней рассматривать четверку лидеров по причине значительного отрыва от остальных каналов. То есть, в том числе и НТК. И надо отметить, каналы, занимающие со второй по четвертую позиции, идут «след в след».

«Первый канал «Евразия» не удивил, так как он является лидером с 1998 года, т.е. с момента начала ТВ измерений. На мой взгляд, удерживать такие позиции телеканалу позволяет великолепно выстроенный программинг, контентообразующим продуктом которого являются самые высокорейтинговые программы российского и зарубежного рынков.

Телеканал КТК вышел по годовым показателям рейтингов на второе место благодаря тяжелейшей и изнурительной работе сотрудников по изучению поведения и предпочтений телезрителей. В результате была выстроена программная сетка, в основу которой легли как программы собственного производства, так и покупной продукт, способный удовлетворить запросы самых изысканных телезрителей.

Нельзя также не восхититься показателями телеканала НТК, сохранившего ядро своей аудитории в ожесточившейся конкурентной борьбе. Ведь не секрет, что позиционирование телеканалов НТК и «31 канал» достаточно схожее.

Говоря о снижении показателей каналов «Ел Арна» и «Хабар»… В 2008 году на обоих каналах транслировались 29 Олимпийские игры, которые пользовались огромной популярностью у телезрителей. Именно это эфирное событие существенно увеличило среднегодовые показатели указанных телеканалов.

Кроме этого, появление конкурентного продукта турецкого производства в эфире других телеканалов также ослабило позиции канала «Ел Арна» в 2009 году.

Говоря о рынке в целом, отмечу снижении показателя «доля» практически по всей группе эфирных телеканалов. Причина достаточно банальна: в 2009 году в панели измерений добавились несколько телеканалов, что привело к перераспределению долей.

Также в 2009 году в соответствии с установочным исследованием были внесены изменения в выборку респондентов с кабельным подключением в сторону увеличения. Принятие поправок к Закону о СМИ весной 2009 года также увеличило долю кабельных телеканалов.

Ержан Сулейменов, генеральный директор ОФ «Институт Медиа Стандартов»

На мой взгляд, самым заметным событием 2009 г. стал скачек доли кабельного «Алма-тв». Многие эксперты объясняют это появлением в панели замера канала «РТР-Планета», но есть и другие важные факторы. Практически все они лежат в области конкурентной борьбы.

Во-первых, произошло заметное падение рекламного рынка. Казахстанским каналам пришлось начать покупку более дешевого контента.

Во-вторых, в марте 2009 в силу вступили поправки в закон о СМИ о размещении казахоязычного контента в объеме 50 процентов внутри 6 часового шага вещания. Например, 31 канал, первым из государственных вещателей, перешедший на новые требования — сразу почувствовал падение доли. И в целом, зритель начал уходить в «кабель» на российские каналы.

В-третьих, кабельный вещатель не попадает под регулирование языковыми нормами закона о СМИ и не несет затрат на переводы и размещение казахоязычного контента.

Перевод
Facebook
Instagram